Федеральная антимонопольная служба Иркутской области не нашла нарушений в формировании цен на бензин в регионе. Маржинальность стоимости автотоплива находится ниже среднерыночных уровней. Об этом на пресс-конференции сообщил руководитель Иркутского УФАС России Александр Кулиш. При этом он подчеркнул, что рост цен на бензин в рознице отстает от биржевых котировок.
Александр Кулиш:
— На бирже бензин марки АИ-95 торгуется выше 75 тысяч рублей за тонну, в связи с этим стоимость автотоплива на АЗС должна быть выше той, которая есть сейчас. Топливные компании это понимают и сдерживают рост цен, в том числе активно участвуют в вопросах обсуждения того, что ценовая политика не должна вызывать социальной напряженности.
В первом полугодии Иркутское УФАС провело три проверки по материалам прокуратуры, касающихся жалоб на рост стоимости бензина в регионе. В надзорное ведомство обратились жители Иркутска и Братска. В результате нарушений антимонопольного законодательства не установили.
По словам Александра Кулиша, цены на бензин не подлежат государственному регулированию. ФАС только контролирует, чтобы не было манипуляций на рынке, компании не злоупотребляли своим положением и не участвовали в антиконкурентных соглашениях. Еженедельно служба мониторит крупнейшие сети по продаже ГСМ в регионе, получает информацию о ценах закупа, ценах на табло АЗС и прочее.
Александр Кулиш:
— Сегодня независимые компании приобретают бензин не на АНХК, который реализует ограниченные объемы автотоплива, а на Ачинском и Омском НПЗ. В связи с этим есть проблема с доставкой топлива. Она связана с перегруженностью Восточного полигона. Сейчас все экспортные поставки продукции, производимой в России, переориентированы на Восточное направление, и железная дорога испытывает большие трудности с перевозкой грузов.
В июле Иркутское УФАС провело заседание рабочей группы, по итогам которого были выработаны предложения о необходимости обращения в правительство, Минэнерго для рассмотрения вопросов субсидирования перевозок нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом в направлении Приангарья, повышения приоритетности перевозки грузов ГСМ для нашего региона с запада страны. Кроме того, с августа по октябрь вводится запрет на экспорт бензина за пределы РФ. По словам Александра Кулиша, эти меры должны повлиять на стабилизацию ситуации с ценами на автотопливо.
По данным Росстата на 22 июля, средняя стоимость бензина в Иркутской области составляет 57,83 рубля за литр. Дороже всего в регионе продают автотопливо марок АИ-98 и выше — 75,38 рубля за литр. АИ-92 отпускают по цене 53,40 рубля за литр, а АИ-95 — 57,14 рубля за литр. Стоимость дизельного топлива составляет 70,95 рубля за литр. С начала лета средняя цена на бензин в Приангарье выросла на 1,84 рубля за литр. Больше всего подорожало автотопливо марок АИ-98 и выше — на 2,05 рубля за литр. Немного отстает бензин АИ-95, стоимость которого почти за два месяца выросла на 1,99 рубля за литр.
По дороговизне бензина Иркутская область занимает второе место среди регионов Сибири. На первом месте — Республика Тыва, где бензин отпускают в среднем за 60,66 рубля за литр. Самый дешевый бензин в СФО в Алтайском крае — 51,89 рубля за литр.
1 марта 2024 года в России ввели временный запрет экспорта бензина, чтобы нивелировать рост спроса в весенний и летний периоды. В середине мая действие запрета приостановили до 30 июня 2024 года. В том же месяце в северных районах Иркутской области подорожали все виды топлива. По данным «Интерфакса», запрет на экспорт бензина из России возобновили 1 августа со сроком действия до 31 августа. Кроме того, по данным Минэнерго, принято решение ограничить вывоз ГСМ из страны в сентябре и октябре, соответствующее распоряжение ожидается в ближайшее время.