Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев принял участие в совещании по вопросу реализации в 2024 – 2025 годах в субъектах РФ Сибирского федерального округа мероприятий национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Его провел полномочный представитель президента в СФО Анатолий Серышев. С докладами выступили главы регионов, входящих в Сибирский федеральный округ.
Анатолий Серышев:
— Все регионы СФО включились в реализацию нового нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». В 2024 году нашему федеральному округу предусмотрено федеральное финансирование около 3,3 млрд рублей на развитие и стимулирование спроса на отечественные беспилотные летательные аппараты. Самое капиталоемкое мероприятие нацпроекта — это создание региональных научно-производственных центров в области развития технологий беспилотных авиационных систем.
Глава региона подчеркнул, что сейчас есть возможности использования беспилотной авиации для решения широкого спектра задач в различных отраслях экономики региона: в сельском и лесном хозяйстве, грузоперевозках, строительстве, электроэнергетике и инфраструктуре, геологоразведке и добычи, габаритной доставке грузов, мониторинге недропользования и акватории озера Байкал. Важным является использование беспилотников при разработке новых технологий и высокотехнологичных производств, которые реализуются на территории региона.
Игорь Кобзев:
— Безусловно, эксплуатация беспилотных летательных аппаратов является для нас новым направлением развития. Мы один из самых крупных субъектов России — 4,5% территории страны. У нас более 100 населенных пунктов с сезонной доступностью, либо доступные только авиационным транспортом, развитие беспилотников может решить вопрос с доставкой грузов, почты, медикаментов, в труднодоступные населенные пункты, таким образом повысить качество жизни людей и при этом еще и сократить бюджетные расходы.
Иркутская область участвует в реализации двух федеральных проектов — «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» и «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС». Губернатор рассказал об основных сферах деятельности, где сейчас в регионе используются беспилотные летательные аппараты.
Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов эксплуатирует 25 беспилотных летательных аппаратов с целью мониторинга лесных пожаров. В 2024 году обнаружено 24 возгорания с использованием беспилотников. Это позволило оперативно координировать
действия лесопожарных формирований, осуществлять своевременную переброску сил и средств. Также беспилотники использовались при тушении 220 пожаров. В комплексе всех мер это позволяет достичь определенных результатов, в том числе 80 % пожаров ликвидировано в течение суток. В сравнении со средними пятилетними показателями средняя площадь одного пожара сократилась более чем в 12 раз. Второе направление связано с образовательной сферой.
Игорь Кобзев:
— Мы в числе 30 регионов страны стали победителями конкурсного отбора в сфере образования по нацпроекту «Беспилотные авиационные системы». С 1 сентября нового учебного года в 17 общеобразовательных школах области в рамках реализации общеразвивающих программ дополнительного образования начнется обучение школьников 5-10 классов разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Кроме того, Ангарский технологический техникум также с 1 сентября начнет обучать студентов по специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».
Третье направление — создание научно-производственного центра в сфере беспилотных авиационных систем. Центр будет осуществлять научно-методическую поддержку разработок, опытное и мелкосерийное производство, разработку специализированного программного обеспечения.
Ещё одно направление работы — создание обеспечивающей инфраструктуры, в том числе строительство посадочных площадок. В регионе определено размещение двух посадочных площадок — в Байкальске и в селе Оёк.
Игорь Кобзев выступил с предложением рассмотреть возможность послаблений прохождения сертификации беспилотных летательных аппаратов. Так как сейчас необходимо действовать по процедуре сертификации обычного тяжёлого воздушного судна, что невозможно даже теоретически — требуются договоры на аэродромное обслуживание, лицензии пилотов и техников.
«Положительное решение этого вопроса позволит стимулировать рост производства и как следствие применение в различных отраслях экономики беспилотных летательных аппаратов», — сказал Игорь Кобзев. Полномочный представитель Президента в СФО Анатолий Серышев поддержал предложение и сказал, что более детально его нужно рассмотреть в рамках рабочей группы.