Ученики двух иркутских школ и студенты техникума архитектуры и строительства — будущие реставраторы — изготовили 11 сложных лир для деревянного дома на Марата, 62. Здание покрасили волонтеры во время акции «Фасадник», которая проходила в городе 17 и 18 августа. После этого там установили новые элементы. Лиры ребята создавали под руководством иркутянки Юлии Железновой, которая в течение нескольких лет занимается с детьми краеведческими проектами. Их реализуют в нескольких школах во время уроков технологии и проектной деятельности.
Юлия Железнова:
— После изготовления лир их установку мы обязательно согласовываем со службой по охране культурного наследия Иркутской области, так как на объектах культурного наследия, так называемых домах-памятниках, ничего нельзя ни установить, ни покрасить даже из самых лучших побуждений, потому что в соответствии с законодательством Российской Федерации это могут делать только специализированные аккредитованные фирмы. Но в данном случае для нас стало это возможным, потому что мы оформили документы, что делаем не реставрацию, а незначительный ремонт декора фасада, поэтому получили разрешение на проведение таких работ. Мы дождались, когда служба по охране культурного наследия подготовила документы, и все их подписали. И когда уже все формальности были улажены, мы смогли установить лиры на дом.
Проект, в рамках которого школьники изготавливают детали для деревянных домов, существует третий год. Рассказывая о его создании, Юлия поделилась, что, интересуясь деревянной архитектурой, заметила, что в Иркутске много домов, которые нуждаются в обновлении некоторых фрагментов фасада. В тот момент она работала в школе и после изучения чертежей реставраторов решила, что детали под силу изготовить и школьникам. «У нас в каждой школе есть уроки технологии, где дети что-либо вырезают из дерева. При этом в городе есть дома, которые нуждаются в различных фрагментах. И мне случайно в руки попали чертежи профессиональных реставраторов, изготовленные для дома на Грязнова, 19. Взяв эти чертежи, мы попробовали изготовить детали. Тогда стало понятно, что ученики 7-9 классов вполне способны эти элементы с резьбой делать. Так и появился этот проект», — рассказала Юлия.
Первый год проекта был пилотным — тогда ребята изготовили детали для дома на Грязнова,19, но не устанавливали их. В 2023 году создали два элемента — лопатки — для дома на Марата, 40. Чертежи для ребят создали архитекторы центра по сохранению культурного наследия. Изначально этот дом не был объектом культурного наследия, поэтому изготовить и установить на него детали можно было беспрепятственно. Однако во время работы с проектом дому все же присвоили статус такого объекта, соответственно, закрепить на нем какие-то элементы стало невозможным. Тогда Юлия взяла детали, изготовленные детьми, и обратилась в службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Там она рассказала о проекте, после чего он получил официальную поддержку службы.
Юлия Железнова:
— В этом году мы сделали 12 лир, одну из которых не установили на дом. Для нас это невероятный объем. Во-первых, закупка материалов для деталей обошлась для меня очень дорого, так все это я покупаю за свой счет. Но несмотря на все сложности нам удалось это сделать, чему я очень рада. Проекты следующих готов вряд ли будут такими масштабными. В 2025 году планируем сделать отсутствующие элементы резьбы для двух домов на Грязнова.
Юлия отметила, что дети всегда охотно участвуют в создании деталей. Для учеников это возможность создать свой итоговый проект, оценка за который идет в аттестат. «Пару лет назад в российских образовательных стандартах произошли изменения, и теперь каждый выпускник девятого класса обязан сделать индивидуальный проект, оценка за который идет в аттестат. А придумать хороший проект — это не самая простая задача. Поэтому зачастую дети рады, что у них появляется возможность создать какую-то деталь из дерева для итогового школьного проекта. На мой взгляд, это очень здорово для всех сторон, которые задействованы в нем. Это хорошо и для детей, и для города», —пояснила Юлия.
Иркутянка отметила, что задача ее проекта — образовательная. Цели отремонтировать все дома в городе у нее нет.
Юлия Железнова:
— Моя задача — работать с детьми. Объяснять им, в чем заключается индивидуальное лицо нашего города, в чем его уникальность, зачем сюда приезжают люди, чтобы сфотографировать деревянные дома, почему важно сохранять эти здания и почему они называются объектами культурного наследия. Это такое же наше культурное наследие, как сказки Пушкина, картины Васнецова, басни Крылова. Это наш культурный код и если мы посмотрим на него с вниманием и уважением, то откроем для себя очень много интересного.