Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС) разработал инновационные цифровые терморегуляторы для электропоездов, которые призваны заменить устаревшие и небезопасные ртутные термоконтакторы. Проект реализуется при поддержке РЖД на всероссийском уровне и призван повысить безопасность и эффективность работы пассажирских поездов по всей России.
Ртутные термоконтакторы, которые использовались в системах управления печами электропоездов, не отличаются высокой надежностью и представляют опасность для окружающей среды. Кроме того, цифровые терморегуляторы дешевле ртутных, что влечёт экономическую выгоду. Их замена на цифровые терморегуляторы – это важный шаг в сторону повышения безопасности пассажирских перевозок.
Новый терморегулятор, разработанный в ИрГУПС, представляет собой высокотехнологичный прибор, обладающий рядом преимуществ. Во-первых, цифровые терморегуляторы не подвержены механическим повреждениям и не содержат вредных веществ, таких как ртуть. Датчики позволяют максимально точно контролировать температуру в печах, что обеспечивает комфортные условия для пассажиров и оптимальную работу оборудования. Во-вторых, эти терморегуляторы могут быть интегрированы в единую систему управления поездом, что позволяет контролировать их работу дистанционно и оперативно реагировать на любые изменения.
Первая партия из 152 терморегуляторов, произведенных в лаборатории прототипирования «ЦИФРА» ИрГУПС, уже отправлена на предприятия Восточно-Сибирской дирекции мотор-вагонного подвижного состава. До конца 2024 года планируется поставить порядка 2000 приборов на все предприятия РЖД для установки на электропоездах. Также ожидается, что к марту 2025 года все они будут введены в работу, что позволит оснастить инновационными терморегуляторами практически весь пассажирский подвижной состав РЖД.
Внедрение цифровых терморегуляторов – лишь первый шаг к созданию «цифрового поезда». Руководитель Центра трансфера технологий ИрГУПС Павел Иванов говорит, что в перспективе планируется заменить все датчики в поезде на цифровые и объединить их в единую сеть, что позволит контролировать работу оборудования в режиме реального времени. Реализация данной концепции позволит сократить расходы на ремонт подвижного состава, создаст наиболее комфортные условия для пассажиров, а также увеличит уровень безопасности перевозок.