Конвойная служба – один из ключевых механизмов в работе системы исполнения наказаний. Конвой обязан действовать как безупречно отлаженная машина, ведь малейшая ошибка и невнимательность могут стать причиной побега изолированных от общества преступников.
Сотрудники управления по конвоированию перевозят осуждённых и находящихся под стражей железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом. Маршруты плановых железнодорожных караулов проходят по территории 11 регионов России. Журналист портала Свойкировский Татьяна Решетникова отправилась на контрольно-диспетчерский пункт, чтобы узнать, как происходит конвоирование спецконтингента.
- Вагон для спецконтингента
- «С корабля на бал»
- Случаи побегов
Вагон для спецконтингента
В этот день было пасмурно, шёл сильный дождь. Но конвоиры выполняют свои задачи в любую погоду – будь то ливень, снегопад или 30-градусная жара. На станцию обмена должен прибыть вагон с осуждёнными, следующий в составе почтово-багажного поезда.
Транспортировка из пункта А в пункт Б – это и есть тот немаловажный этап между ожиданием судебного решения в СИЗО и отправкой в колонию. В 2024 году спецподразделению по конвоированию исполнилось 25 лет. За это время через Киров транзитом прошло около 1,5 млн осуждённых, а в год – более 50 тысяч. Ежегодно подразделение назначает свыше тысячи караулов. Бдительность, дисциплина, сплочённость коллектива, психологическая готовность – важнейшие условия для достижения успехов при выполнении задач. Эти качества приобретаются в результате длительного процесса подготовки и обучения во время службы.
– Мы конвоируем осуждённых и заключённых под стражу по железнодорожным и автомобильным маршрутам, есть и воздушное «сопровождение», – рассказал заместитель начальника управления по конвоированию УФСИН России по Кировской области Дмитрий Постников.
На станции уже стоял пустой вагон для осуждённых, в котором мне удалось побывать «с экскурсией». На первый взгляд и не скажешь, что это вагон для спецконтингента. Иногда его присоединяют в хвост обычного поезда, поэтому пассажиры даже не подозревают о таком соседстве. Но всё же выдают вагон решётки на окнах и установленные снаружи камеры видеонаблюдения.
Проходим внутрь: туалет, купе для проводника, мини-кухня для конвоиров, ряд камер с железными решётками, туалет и тамбур. Честно говоря, от такого посещения испытываешь не самые приятные эмоции, а сотрудники конвоя длительное время проводят вдали от дома и без какой-либо связи с близкими! Единственная мобильная связь – у начальника караула для общения с дежурной частью и другими подразделениями.
Требования к сотрудникам весьма высоки и неизменны: физическая подготовка, высокий уровень стрессоустойчивости, выдержка, умение работать без эмоций, честность, неподкупность, мужество, добросовестное отношение к службе. Действия конвоиров доведены до автоматизма, чтобы оперативно и грамотно реагировать на любую нештатную ситуацию, независимо от поставленных задач – пресечь нападение или попытку осуждённого к бегству.
– Сотрудники управления по конвоированию несут службу на удалённом расстоянии от места дислокации. В закрытых, замкнутых помещениях, на расстоянии вытянутой руки с осуждёнными или лицами, содержащимися под стражей. Это специфика работы. Представьте: в вагоне 50 человек осуждённых. Нам необходимо не только нести охрану, но и обеспечивать их питанием, следить за температурой воздуха, передавать встречному караулу. Надо также быть и воспитателем, и психологом, поскольку это работа с людьми, – отметил Дмитрий Постников.
Кстати, сейчас «столыпинские вагоны» ушли в прошлое. На их смену пришли вагоны новой модификации. Почему они назывались «столыпинскими»? Дело в том, что в 1908 году был сконструирован вагон для перевозки крестьян из центральных губерний Российской империи в Сибирь и на Дальний Восток. В это время активно развилось переселенческое движение при столыпинской аграрной реформе, а пассажирского подвижного состава не хватало. С 1920-х годов именем реформатора стали неофициально называть вагоны для перевозки заключённых.
В современных вагонах всё по последнему слову техники: вентиляция воздуха оснащена системой обеззараживания (ультрафиолетовые установки), установлены биотуалеты, охранная и пожарная сигнализации, видеонаблюдение, благодаря которому контролируют конвоируемых.
Одна стена у спецвагона глухая, окна есть только со стороны коридора. Вместо купе – 8-9 камер с решётками. По коридору круглосуточно ходит часовой. Так же, как в следственных изоляторах, осуждённые размещаются в зависимости от режима. В разных камерах едут впервые осуждённые и рецидивисты, отдельно размещаются женщины, несовершеннолетние, бывшие сотрудники правоохранительных органов.
Также в вагоне находится проводник – нас встретила доброжелательная приятная женщина, чем немного вызвала удивление. Как выяснилось, проводники работают в РЖД, но при прохождении определённой проверки и получения допуска могут трудиться в специальном вагоне, в котором конвоируются осуждённые. При этом они не взаимодействуют с осуждёнными, а отвечают за температурный режим и энергобезопасность.
Помещения, где находится личный состав караула и осуждённые, разделены. Есть купе караула, купе начальника караула и купе для проводников, место для приготовления поваром горячей пищи, санузел. Во время пути следования осуждённые обеспечиваются сухпайком, в который входит два вида каш, быстрорастворимые супы, чай, сахар, галеты. Конвоиры готовят еду себе сами.
Караулы находятся в непосредственном контакте со спецконтингентом в замкнутом пространстве, что требует от сотрудников особой бдительности, выдержки и высоких моральных качеств. Они должны уметь принимать молниеносные решения. Служба в конвое учит предвидеть конфликты и уметь их гасить. А конвоируемый состав самый разнообразный – от преступников до высокопоставленных чинов. Сотруднику конвойной службы запрещено разговаривать с осуждёнными на отвлечённые темы. Часто спецконтингент может пытаться вызвать жалость или просто поговорить, пояснил Дмитрий Постников.
Попасть на службу в подразделение непросто: нужно иметь хорошую физическую форму, психоэмоциональную устойчивость и быть готовым к действиям при осложнении обстановки и чрезвычайных ситуациях. Подготовка сотрудника – это не сиюминутный процесс, становление идёт годами, приобретаются определённые качества, вырабатывается характер.
Важные для конвоира качества – это, безусловно, хорошая память на лица, наблюдательность и внимательность, способность замечать даже незначительные изменения в окружающей обстановке и поведении людей. В подразделении развита система наставничества, когда более опытные сотрудники «ведут» новичков.
– У нас несут службу самые подготовленные сотрудники, недаром спецподразделение по конвоированию считается элитным. Дружба, товарищество, сплочённость помогают, но определяет качество несения службы и обеспечение безопасности всё-таки служебная подготовка, без которой не обойтись. Этому уделяется огромное внимание: теоретические занятия, инструктажи, постоянные тренировки в спортзале, в учебном городке, где у нас есть учебный спецвагон и специальная машина, – рассказал заместитель начальника управления по конвоированию.
«С корабля на бал»
Пока я знакомилась с изнанкой профессии, приехал вагон с осуждёнными. «Пассажиров» перед вагоном встречает специальная машина – автозак. Для перемещения конвоируемых используются специальные автомобили с улучшенными технико-эксплуатационными характеристиками. Они оборудованы системами спутникового мониторинга, автономными системами отопления и вентиляции воздуха, кондиционирования, освещения.
Кроме того, в машинах установлены биотуалеты на случай конвоирования спецконтингента на дальние расстояния. Кузов машины разделён на несколько камер. Интересно, что во время пути автозаку запрещено останавливаться. При этом колонна должна двигаться со скоростью не более 60 км/ч.
Осуждённые выходят из вагона по одному вместе с вещами и грузятся в спецавтомобиль. Дальше они едут по маршруту: кого-то этапируют в СИЗО, а кого-то везут в исправительные учреждения.
Случаи побегов
В фильмах показывают, как легко осуждённым удаётся перехитрить конвоиров и сбежать. Но в жизни не всё так просто. Как рассказал Дмитрий Постников, за 25 лет работы кировской конвойной службы попытки побега происходили. Был случай, когда конвоир распознал попытку подмены осуждённого, сверив с фотографией из личного дела. А в 2006 году в Кировской области конвоиры отразили нападение, когда в вагоне мужчина напал на помощника начальника караула. Также была попытка побега в Верхнекамском районе, но вместо свободы осуждённый обеспечил себе ещё три дополнительных года к сроку.
Фото: Свойкировский / Татьяна Решетникова