Администрация Железногорска в Красноярском крае
Администрация города Железногорска Красноярского края
Фотогалерея
О нас
История Железногорска тесно связана с развитием атомной промышленности России. В конце 1940-х годов в СССР ускоренными темпами велось строительство предприятий по производству компонентов ядерного оружия. По решению 1 Главного управления при Совете народных комиссаров СССР один из секретных заводов по наработке оружейного плутония требовалось разместить близ реки или озера (для забора воды на охлаждение реакторов), достаточно далеко от государственной границы, в несейсмичном районе около крупного промышленного центра и обязательно - под землей. По расчетам ученых, от ракетно-бомбового удара основной объект могла защитить 200-метровая толща земли.
По предложению заместителя начальника 1-го Главного управления при Совете Министров СССР А.П. Завенягина была выбрана площадка с горным массивом в среднем течении Енисея. В мае 1949 года по распоряжению И.В. Сталина для окончательного выбора места строительства в Красноярский край прибыла изыскательская экспедиция Ленинградского проектного института ГСПИ-11.
Десант изыскателей исследовал окрестные деревни - Атаманово, Додоново, Куваршино, Шивера, Балчуг и Белорусскую и остановил свой выбор на деревне Додоново. В выбранном месте Атамановский хребет вплотную приближался к Енисею, огородив с востока широкую долину, в которой можно было расположить жилой поселок. Что немаловажно - в 64 километрах располагался крупный промышленный центр - Красноярск и железнодорожная магистраль - Транссиб.
20 августа 1949 года на берег Енисея у деревни Додоново на пароходе "Мария Ульянова" прибыл отдельный строительный батальон в составе 800 человек под командованием подполковника Курносых. Военных передислоцировали из города Глазова для развертывания подготовительных работ по строительству будущего рабочего поселка.
Уже в октябре 1949 года был сформирован первый строительный район. Несмотря на суровые условия - ранние холода, жизнь в палатках, бездорожье и отсутствие механизмов, бойцы стройбата в короткий срок построили причалы для разгрузки барж со стройматериалами и первые склады, проложили 6 км гравийной дороги и начали строительство бараков. В конце октября поступил приказ стойку законсервировать, а личный состав передислоцировать в район Томска, оставив для охраны складов сто человек.
26 февраля 1950 года вышло в свет постановление Совета министров СССР, подписанное И.В. Сталиным, о строительстве комбината № 815. В постановлении говорилось:
"В целях надежного укрытия комбината N 815 от нападения с воздуха и обеспечения его бесперебойной работы Совет Министров СССР постановляет:
Комбинат по производству теллура-120, предусмотренный к сооружению Постановлением Совета Министров СССР от 29 октября 1949 г., N 5060-1943 построить под землей в скальных породах с заглублением не менее 200-230 метров над потолком сооружений.
Утвердить для строительства комбината N 815 площадку на реке Енисей, на правом берегу, в 50 км ниже города Красноярска.
Разместить на поверхности земли жилой поселок:
1950 год - 10 тыс. м2
1951 год - 30 тыс. м2
1952 год - 40 тыс. м2
Железнодорожная ветка от станции Базаиха Красноярской железной дороги до площадки комбината N 815. Открытие рабочего движения VIII 1950 г. Рабочие чертежи по поселку 1 очереди (для строителей) с 1.VI 1950 г.".
В марте 1950 года на место будущей стройки высадилась группа из 22 проектировщиков и изыскателей "Ленгипростроя", 15 апреля 1950 года в деревню Первомайскую прибыл начальник Управления строительства генерал-майор М.М. Царевский, командированный под Красноярск с секретной стройки в Челябинске-40. В распоряжении строителей было 30 грузовиков марки ЗИС-5, в условиях бездорожья передвигавшихся в сопровождении трактора, и 50 лошадей, привезенных из Челябинска-40.