10 ноября 1931 года образован Государственный трест по промышленному и дорожному строительству

2024-11-13 00:00:06
МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Получивший сокращенное название «Дальстрой» (1931). Основной задачей организованного гостреста стала добыча полезных ископаемых и в первую очередь золота, что придавало Дальстрою исключительное значение.

Предполагалось комплексное освоение, включение в единый народнохозяйственный комплекс страны ранее необжитых территорий как крупнейшего поставщика валюты для осуществления планов индустриализации. Первым директором Дальстроя был назначен бывший сотрудник спецотдела ВЧК-ОГПУ СССР и руководитель строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината на Северном Урале Эдуард Петрович Берзин. 4 февраля 1932 года руководство треста на пароходе «Сахалин» прибыло в бухту Нагаева.

Территория, выделенная в район деятельности Дальстроя, составила около 450 тысяч кв. км. Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР на гострест 29 июля 1936 года была возложена задача охватить к 1940 году геологоразведочными работами весь район бассейна Колымы, часть бассейна Индигирки, между устьями рек Эльген и Момы, а также бассейны главных притоков Индигирки. С включением этих районов территория деятельности Дальстроя в 1936 году увеличилась до 700 тысяч кв. км.

В 1939 году Дальстрою были переданы Чаунский и Чукотский районы, в 1940-м - бассейн реки Анадырь, а в 1941 году на основании постановления СНК СССР от 29 марта - побережье Охотского моря от Пенжинской губы до Охотска и весь бассейн реки Яны. Таким образом, территория деятельности Дальстроя к началу Великой Отечественной войны увеличилась до 2,3 млн. кв. км и продолжала увеличиваться. С 1931 года гострест «Дальстрой» находился в непосредственном подчинении СТО СССР. В марте 1938 года он был передан в ведение НКВД СССР и преобразован в Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУС ДС).

Административно Дальстрой входил в состав сначала Дальневосточного, а с 20 октября 1938 года - Хабаровского края, но практически оставался особой административно-территориальной единицей. На его территории функции советских и партийных органов либо вообще не существовали, либо были сильно ограничены. С самого начала деятельности Дальстроя его основной рабочей силой были заключенные Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей - Севвостлага. Организованный приказом ОГПУ СССР №287/с от 1 апреля 1932 года, он просуществовал четверть века, и через его лагерные подразделения прошли десятки тысяч незаконно репрессированных.

В конце 1932 года в Севвостлаге содержалось 9 928 заключенных, в 1940 году - уже 17 6685. С этим фактом во многом была связана вся деятельность Дальстроя. За предвоенные годы в экстремальных северных условиях руками заключенных и вольнонаемных были построены город Магадан, порт Нагаево, около 100 различных поселков на территории Колымы, Чукотки и в Якутии, проложены 3 100 км дорог, в том числе более чем 650 км знаменитой Колымской трассы, введены в строй линии электропередачи, электростанции, автобазы, аэродромы, организовано более 10 совхозов, десятки колхозов, несколько рыбпромхозов и свыше 300 подсобных хозяйств.

Кроме того, в Приморье функционировало еще 5 совхозов и Владивостокская автобаза - крупные поставщики сельскохозяйственной продукции для Колымы. Дальстрой имел свой морской и речной флот. К началу Великой Отечественной войны в его состав входили три больших океанских парохода «Джурма», «Дальстрой», «Феликс Дзержинский», теплоход «Советская Латвия» и 54 речных самоходных судна.

Что же касается основного направления деятельности Дальстроя, его основного производства - золотодобычи, то начиная с 1932 года она неизменно возрастала. Так, в 1932 году на пяти колымских приисках было добыто 511 кг химически чистого золота, в 1933 - 791 кг, в 1934 - 5,515 т, в 1935 -14,458, в 1936 - 33,36, в 1937 году - 51,515 т. Летом-осенью 1938 года в горнодобывающей промышленности Дальстроя работало 58 436 человек, из них - 48 251 заключенный. В общей сложности ими было добыто 62,008 т химически чистого золота, что стало своеобразным рекордом по сравнению с российскими результатами. Россия в 1913 году занимала по добыче золота первое место в Европе и четвертое - в мире. В том году она добыла 60,7 тонны.

В 1939 году золотодобыча горнодобывающих предприятий Дальстроя увеличилась до 66,314 т химически чистого золота, а в 1940 году составила 80,028 т. Это стало абсолютным результатом за всю историю Дальстроя, и позднее он уже не повторялся. К концу 1940 года в лагерях Севвостлага содержалось 176 685 заключенных, а общее количество работающих в Дальстрое составило 216 685 человек. С 1937 года в Дальстрое добывали второй металл - олово. Вскоре оловодобыча была увеличена с 40,7 до 3 226 т в 1941 году, что составило 75 % всей оловодобычи в СССР. В 1941 году в Дальстрое действовало 45 золотодобывающих и 12 оловодобывающих приисков и рудников.

Такой быстрый рост основного производства стимулировал развитие остальных отраслей хозяйства Дальстроя. Развивался также и весь комплекс подсобного производства, обслуживающего горнодобывающую промышленность, что продолжалось и в дальнейшем. В феврале 1945 года трест был награжден орденом Трудового Красного Знамени. За более чем 20 лет Дальстрой превратился в огромную суперорганизацию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР и Постановлением Совета Министров СССР от 29 января 1951 года его площадь была увеличена до около 2,8 млн. кв. км, что составило более одной седьмой части всей территории Советского Союза. К концу марта 1953 года на территории его деятельности насчитывалось 450 предприятий.

В их числе было 89 приисков, рудников и фабрик, 23 электростанции и 1 600 км высоковольтных линий электропередачи, 84 нефтебазы, 14 узлов связи и 17 радиоцентров, 6 морских пунктов, 9 аэродромов, 3 узкококолейные железные дороги на Колыме и 2 железные дороги в Ванино и Находке.

К концу 1953 года в Дальстрое имелось 16 рудников (9 - по добыче олова, 3 - золота, 1 - вольфрама, 1 - кобальта и 2 -урана), 15 обогатительных фабрик, 44 прииска (в том числе золотодобывающих - 37, оловодобывающих - 7). Здесь же работало 6 драг, 183 экскаватора, 157 бульдозеров. Общее количество заключенных Севвостлага составило 88 800 человек, Берлага (Берегового лагеря, или особого лагеря №5, специально организованного в феврале 1948 года для содержания «политических» и «особо опасных») - около 22 000 человек.

После образования в декабре 1953 года Магаданской области (площадь вновь образованной области составила 1 млн. 183,9 тыс. кв. км) Дальстрой был переведен из ведения МВД в ведение Министерства цветной металлургии. Ряд ранее выполнявшихся им функций административно-территориального управления перешел к новому территориальному образованию.

До организации Магаданской области заключенными и вольнонаемными было добыто и сдано государству 1 059,1 т химически чистого золота, 55 340 т олова, 2 187 т вольфрама, 363 т кобальта, более 100 т урана. В последующие несколько лет Дальстрой еще продолжал свою активную производственную деятельность. Берлаг с лета 1954 года был реформирован, но Севвостлаг продолжал существовать.

К началу 1956 года уже меньше 40% предприятий Дальстроя были укомплектованы заключенными. Архивная статистика свидетельствует, что к этому же времени (начиная со времени образования) ранее легендарный гострест организовал в общей сложности 78 золотодобывающих и 20 оловодобывающих предприятий, 8 золотодобывающих, 18 оловодобывающих, вольфрамодобывающих и кобальтодобывающих рудников и фабрик, 2 урановых рудника. Все они добыли 1 148 т золота, 62,3 тыс. т олова, 3 тыс. т вольфрама, 398 т кобальта, более 120 т урана.

Кроме этого гострест добыл 10 млн. т угля для собственных нужд. Весной 1957 года Дальстрой был реорганизован. В связи с перестройкой управления промышленностью в стране был образован Магаданский экономический район, руководимый совнархозом, первым председателем которого стал последний начальник Дальстроя Ю.В.Чугуев. Последующая реорганизация Магаданского совнархоза привела к созданию в 1965 году производственного объединения (ныне открытого акционерного общества) «Северовостокзолото».

В истории Дальстроя как крупнейшей и, пожалуй, единственной в стране суперорганизации, множество самых разнообразных и крайне неоднозначных страниц. Здесь героические моменты удивительно быстрого освоения неизведанной территории, превращения ее в главного поставщика валюты, оборонных металлов в стране слились воедино с трагическим периодом существования разветвленной лагерной системы и необоснованных массовых репрессий - причины гибели десятков тысяч ни в чем не виновных людей.

А.Г. Козлов, старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН
10 ноября 1931 года образован Государственный трест по промышленному и дорожному строительству

 

Последние новости

12.11.2024
Колыма присоединилась к Всероссийской благотворительной акции «Коробка храбрости»
12.11.2024
Юрий Гришан: Еще раз скажу – не надо делать политику и зарабатывать политические очки на беде, которая сегодня сложилась в Снежном
12.11.2024
Россиянам рассказали о шестидневной рабочей неделе в декабре
12.11.2024
Губернатор Магаданской области Сергей побывал в рабочей поездкой в Тенькинском округе
12.11.2024
В период с 4 по 10 ноября на территории Магаданской области госавтоинспекторы выявили 975 нарушений Правил дорожного движения
12.11.2024
Сергей Абрамов: Экологическая повестка – важная тема для научного экспертного сообщества, общественного и парламентского контроля
12.11.2024
На Колыме стартовал второй этап межведомственного оперативно-профилактического мероприятия «Чистое поколение – 2024»
12.11.2024
Свыше 400 человек и 82 команды – в Магадане стартовал 9-й городской турнир по боулингу «Победный страйк»