Зимний путь
Во втором концерте программы «Сезон призрачного мира» в Доме культуры прозвучит вокальный цикл Шуберта, написанный на стихи Вильгельма Мюллера.
Программа
Франц Шуберт (1797–1828)
«Зимний путь» D 911
вокальный цикл на стихи Вильгельма Мюллера
На Первую симфонию, открывшую программу «Сезон призрачного мира», Густава Малера вдохновила проза немецкого писателя Жана Поля. В романе «Селина, или Бессмертие души» (1827) он ввел в оборот термин «мировая скорбь» (Weltschmerz), в котором суммировал важное для искусства и общества начала XIX века настроение разочарования в земном мире и его ценностях, осознания недостижимости идеала. В том же 1827 году Франц Шуберт завершает работу над вокальным циклом «Зимний путь». Находясь в глубокой меланхолии, за несколько месяцев до смерти композитор создает одно из самых масштабных и трагических произведений в истории жанра.
Исполняют
Наталья Буклага меццо-сопрано
Сергей Каспров фортепиано
Шуберт превращает концертную сцену в подмостки вокально-инструментального театра — лишенного внешнего действия, но по силе драматической экспрессии близкого к моноопере. Композитор обращается к одноименному стихотворному сборнику поэта-романтика Вильгельма Мюллера (1794–1827), вдохновленному безответным чувством к писательнице Луизе Марии Гензель — однако проклятье неразделенной любви становится лишь одним из мотивов «Зимнего пути». Шуберт решается на радикальный для своего времени композиционный ход: он меняет оригинальный порядок стихотворений Мюллера, устраняя какую-либо повествовательность, намеки на связную фабулу, временную и пространственную последовательность. Странствия лирического героя не имеют ни начала, ни конца, а каждая из двух дюжин песен выглядит главой огромного поэтического трактата о мире, давшем трещину: некогда цельная реальность, о которой вспоминает протагонист «Зимнего пути», разлетелась на двадцать четыре осколка.
Сюжет «венка жутких песен», как называл цикл сам автор, — постепенный переход героя из реальности в безвременье. Обнаженный нерв и ключевой для Шуберта мотив экзистенциального оцепенения человека перед лицом жизни роднит «Зимний путь» с искусством ХХ века — неслучайно английский певец Иэн Бостридж, один из самых вдохновенных исполнителей вокальной лирики Шуберта, сравнивал этот цикл с драматургией Сэмюэла Беккета.
Наталья Буклага (р. 1979, Пермь) — певица, выпускница Пермского государственного института культуры. Солистка Пермского театра оперы и балета и «Урал Оперы» (Екатеринбург). Принимала участие в записи «Свадебки» Игоря Стравинского под управлением Теодора Курентзиса для лейбла Sony Classical (2013). Исполнительница партии Пилигрима в российской премьере оперы финского композитора Кайи Саариахо «Любовь издалека» («Урал Опера», 2021). Четырехкратный номинант на Национальную театральную премию «Золотая Маска» (2013, 2015, 2021, 2023). Регулярно гастролирует в Ирландии, Греции, Испании.
Сергей Каспров (р. 1979, Москва) — пианист, клавесинист, органист. Историческому исполнению на клавишных инструментах учился в Московской консерватории у Алексея Любимова, органу — у Алексея Паршина, там же окончил аспирантуру как пианист, проходил стажировку в парижской консерватории Schola Cantorum под руководством Игоря Лазько. В 2005–2007 годах удостоен специального приза Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Женеве, Гран-при Международного конкурса молодых пианистов имени Марии Юдиной в Москве, первой премии на Рубинштейновском и Скрябинском конкурсах в Париже. Является постоянным участником фортепианных фестивалей в Европе и России: La Roque-d’Anthéron (Франция), Klarafestival (Бельгия), Chopin and His Europe (Польша), «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), «Декабрьские вечера» и «Антиквариум» (Москва).
Место проведения: Дом культуры «ГЭС-2»
Адрес: Болотная наб., 15
Телефон: