700 лет органной музыки. Даниэль Сальвадор

700 лет органной музыки. Даниэль Сальвадор

Дата: 09.01.2025

Прожить семь столетий за полтора часа? Это возможно! Испанский

органист Даниэль Сальвадор изобрел самую настоящую машину времени: в

его программе можно услышать, как менялся музыкальный мир и сам орган

на протяжении семи столетий. Даниэль собрал в одном концерте

уникальную коллекцию сочинений — от анонимных пьес из рукописей XIV

века до самого исполняемого композитора современности Арво Пярта.

Рассказ начнется в средневековых Англии и Германии с пьес из старинных

кодексов, а продолжится он в Испании музыкой крупнейшего органиста и

композитора эпохи Возрождения Антонио де Кабесона (наставника короля

Филиппа II) и самобытной органной музыкой Польши. Мостик от

Возрождения к барокко перекидывает великий нидерландский мастер Ян

Питерсзон Свелинк, которого называли «Амстердамским Орфеем».

Приятные сюрпризы ждут любителей барочной культуры. Помимо Баха,

Сальвадор предлагает вспомнить двух великих органистов добаховского

периода — итальянца Джироламо Фрескобальди и француза Николя де

Гриньи. О славе и величии первого говорит тот факт, что с 1608 года до

самой смерти он занимал пост органиста собора св. Петра в Риме, где

послушать его игру собиралось до 30 тысяч человек! Второй — знаменитый

органист собора в Реймсе, сочинения которого собственноручно

переписывал Иоганн Себастьян Бах.

На пути к романтизму слушатели встретятся с музыкой для механического

органа в часах, а романтизм представлен сонатой Феликса Мендельсона и

чудесной миниатюрой князя Владимира Одоевского — «русского Фауста» и

пропагандиста Баха в России XIX века.

Орган ХХ века — это целый мир, и Сальвадор хочет показать, насколько

разным, непостижимым он может быть. Поэтому заключительную часть

программы он составил из максимально контрастных произведений:

трансцендентное, мистическое «Явление вечной Церкви» великого мастера

Оливье Мессиана; строгая, написанная по законам средневековой мессы

пьеса Арво Пярта Annum per annum; виртуозная, эффектная концертная

токката Ханса-Андре Штамма.

В программе:

Робертсбриджский кодекс (ок. 1330 – 1360, Англия)

Estampie retrové (Эстампида переделанная)

Буксхаймская органная книга (ок. 1460, Германия)

Die Süß Nachtigal («Сладкий соловей»)

Миколай из Кракова (1488? – ок. 1550, Польша)

Hajducki («Гайдуки»)

Антонио де Кабесон (1510 – 1566, Испания)

Diferencias sobre el canto llano del cavallero (Вариации на тему

«Песнь о рыцаре»)

Ян Питерсзон Свелинк (1562 – 1621, Нидерланды)

Ballo del Granduca («Танец Великого Герцога»)

Джироламо Фрескобальди (1583 – 1643, Италия)

Бергамаска

Николя де Гриньи (1672 – 1703, Франция)

Récit de tierce en taille (Gloria, de la Messe du Premier livre

d’orgue) / Речитатив терции (Слава, из Мессы Первой органной книги)

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750, Германия)

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827, Германия)

Скерцо для механического органа WoO 33a No2

Феликс Мендельсон (1809 – 1847, Германия)

Органная соната № 3 ля мажор, 1-я часть

Владимир Одоевский (1803 – 1869, Россия)

«Молитва без слов»

Оливье Мессиан (1908 – 1992, Франция)

Apparition de l’Église éternelle («Явление вечной Церкви»)

Арво Пярт (*1935, Эстония)

Annum per annum («Год за годом»)

Ханс-Андре Штамм (*1958, Германия)

Toccata gaelica («Гэльская токката»)


Место проведения: Евангелическо-лютеранский собор Святых Петра и Павла

Адрес: Старосадский пер., 7

Телефон: +7 (495) 979 38 99

9
Четверг
Января
20:00