Верди. Реквием

Верди. Реквием

Дата: 13.03.2025

Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.

И. Чайковского

Олег РОМАНЕНКО — дирижёр

Описание:

Реквием Верди называют «оперой в церковных одеждах». Наряду с

Реквиемом Моцарта он стал одним из самых любимых и часто исполняемых

сочинений этого жанра. Для симфонического оркестра, хора и четырех

солистов Верди написал впечатляющую по силе воздействия музыку,

которая особенно потрясает в стенах собора.

История этого Реквиема началась в 1868 году: после смерти Джоаккино

Россини Верди обратился к «наиболее уважаемым итальянским

композиторам» с предложением создать коллективную траурную мессу

памяти великого соотечественника, но замысел не был доведен до конца.

Верди сочинил часть Libera me, и коллеги, впечатленные музыкой,

уговаривали его написать собственный Реквием. Реакция композитора была

однозначной: «Заупокойных месс существует много, много, много!

Бесполезно добавлять к ним еще одну».

Лишь трагическое событие смогло изменить позицию Верди. Весной 1873

года умер итальянский поэт и писатель Алессандро Мандзони. Он был

одним из духовных лидеров движения за объединение Италии, а к концу

жизни стал национальным героем, в последний путь его провожали тысячи

людей. Верди, друг и соратник Мандзони, был настолько подавлен, что не

смог заставить себя присутствовать на похоронах. Однако вскоре он

нашел способ почтить его память — создал грандиозный Реквием.

Оперный мастер, в музыке которого всегда бушуют сильные страсти, Верди

обратился к тексту заупокойной мессы, чтобы выразить и личное горе, и

скорбь целой нации. И привлек для этого масштабные средства. Роскошь

большого романтического оркестра, мощь большого хора, блестящие партии

солистов — все это уводит от интимной атмосферы панихиды в

пространство театрального действа. Верди был агностиком, но он умел

создавать великолепные музыкальные «декорации»; древний Египет,

библейский Вавилон, елизаветинская Англия или светский Париж в его

операх впечатляют до сих пор. Поэтому текст Реквиема, особенно

старинная секвенция «День гнева» с ее контрастами — сценами страшного

суда, трубы предвечного, конца времен и вечного покоя — вдохновили его

на создание захватывающего шедевра.

Реквием Верди с первых шагов ждал триумфальный успех. Сам автор

дирижировал премьерой в мае 1874 года в церкви Сан-Марко, а через три

дня сочинение с восторгом принимала публика театра Ла Скала. В течение

следующих нескольких лет Верди руководил своеобразной труппой, которая

исполнила Реквием в разных городах Европы.

В программе:

Джузеппе Верди (1813–1901)

Реквием для солистов, хора и симфонического оркестра


Место проведения: Евангелическо-лютеранский собор Святых Петра и Павла

Адрес: Старосадский пер., 7

Телефон: +7 (495) 979 38 99

13
Четверг
Марта
20:00