Город контрастов. Кажется, так назвал Нью-Йорк великий пролетарский писатель Максим Горький. По сути, это определение подходит ко всем городам, и Нальчик, конечно, не исключение.
Здесь живут богатые и бедные, здоровые и больные, водители и пешеходы, женщины с закрытыми лицами и барышни в коротких юбках или в облегающей спортивной одежде. Иногда они даже прогуливаются вместе – две подружки: одна в чёрном платье, напоминающем грозовое облако, а другая в тесном розовом костюмчике, выгодно подчёркивающем особенности фигуры.
Посудите сами, разве это не город контрастов?
Наши бабушки не закрывали лица, хотя и были набожными мусульманками. Прятать лицо от людей на Кавказе считалось неприличным. Так поступали только те, кому было что скрывать. Неслучайно выражение «потерять лицо» имеет в языках наших народов особый смысл. Этому всегда придавали большое значение.
Однажды мне показалось, что я попал в арабскую сказку. По улице шёл мужчина с длинной крашеной бородой и в костюме персонажа из «Тысячи и одной ночи». Тюбетейка, длинный жилет, долгополая рубаха, короткие штаны и восточные туфли с загнутыми носами… Настоящий Аладдин, только без лампы и, надеюсь, без своего персонального джинна.
Я, конечно, не предлагаю переодеться в традиционные кавказские костюмы, но вековые общественные устои ломать тоже ни в коем случае нельзя. Это фундамент, на котором выстроены самые лучшие образцы национального духа. Именно это и принято называть традицией, которую мы обязаны хранить.
Разговоры о запрете никаба в России вызвали бурную полемику. Кроме всего прочего, говорили, что это может оскорбить чувства верующих. В Средней Азии, где женщины испокон века закрывали лица, никто не оскорбился, а у нас – на Кавказе, где такого никогда и в помине не было, люди почему-то решили обидеться. Странные наступили времена, что и говорить…
И вообще! Разве дело в длине бороды и в «правильно» повязанном платке? Неужели в этом заключается вера и благочестие? Мне кажется, ислам гораздо глубже. Он касается души и сердца, учит очищению от греховной шелухи. Можно нарядиться как и кем угодно и остаться при этом лицемером и безбожником. Таких людей мы, к сожалению, тоже иногда встречаем.
Есть, конечно, перегибы и в другую сторону. Одни женщины фанатично берегут себя от чужого взгляда, а другие с упоением выставляют свои прелести напоказ. Помню, несколько лет назад разговаривал с симпатичной молодой девушкой. Выглядела она прогрессивно: броский макияж, мини-юбка, голый живот – тогда это ещё было в моде. Я не ханжа, но меня поразило, что моя новая знакомая искренне считает себя «стопроцентной кавказской девушкой». На вопрос в чём это выражается, она загадочно улыбнулась и сказала, что умеет красиво танцевать… Я умилился и не стал говорить про строгую и целомудренную красоту кавказских женщин, про традиционные ценности, мораль и сдержанность в одежде, про скромность, которая очаровывает мужчину гораздо больше, чем вульгарность.
Сейчас по нашим улицам ходят женщины с разных планет. Одни скрываются под покровом «мусульманских» одежд, а другие демонстрируют модные европейские наряды. В этом вопросе трудно найти «золотую середину». Люди предпочитают крайности, и с этим ничего не поделаешь.
Мне кажется, женщине не нужно закрывать лицо. Это лишает её индивидуальности, которую она ценит больше всего. Ей также не следует носить откровенные наряды. Мужчине гораздо интереснее тайна, чем её разгадка.
Те, кто вбивает клин между национальным и религиозным чувством, по-моему, совершают ошибку. Как показало время, они не только прекрасно уживаются, но и создают яркие мультикультурные всплески. Достаточно вспомнить южно-американскую прозу. Эту гремучую смесь индейской цивилизации и католической веры.
В нашем случае можно говорить о гармоничном сочетании богатого духовно-нравственного и культурного наследия древней кавказской цивилизации и канонов ислама. Но, к сожалению, порой приходится наблюдать, как традиции наших предков вытесняются под натиском надуманных религиозных догм и ложных западно-либеральных античеловеческих ценностей.
Посмотрите на старые снимки в семейных альбомах. Мужчины в черкесках и лихо заломленных папахах. Стройные женщины, не прячущие лиц. Благодаря этому мы можем увидеть своих прабабушек в юности. По-моему, это ещё одно преимущество открытого лица…
Наш мир балансирует на грани катастрофы. Мы всё чаще сталкиваемся с разделением на «своих» и «чужих», на «хранителей абсолютной истины» и «людей второго сорта», погрязших «в невежестве, грехах и беззаконии». В этой ситуации спасти нас может только искренняя вера в Бога. Но можно ли надеяться на Его милость? возможно, наши грехи давно переполнили чашу терпения Всевышнего. Будем надеяться, что это не так.
Эдуард БИТИРОВ