Алла Моторова: «Я – человек с самой «гаишной» фамилией»

2024-12-24 16:31:02

Каждый день, выходя из дома, все мы становимся участниками дорожного движения, передвигаясь на личном автомобиле, общественном транспорте либо пешком.Безусловно, каждого из нас беспокоят вопросы личной и коллективной безопасности на дорогах, почему происходит так много ДТП с серьезными последствиями, что должны сделать органы государственной власти и простые граждане, чтобы наше дорожное движение стало безопасней.

В любой сфере жизнедеятельности есть люди, чей многолетний и самоотверженный труд начинают ассоциировать с их деятельностью, а иногда целые направления в работе невозможно представить без этих людей, которые становятся визитными карточками организаций, в которых трудятся. Таким человеком в органах внутренних дел, представляющих Госавтоинспекцию по Кабардино-Балкарии, является майор полиции Алла Моторова.
Это был далекий 2014 год, когда я пришел работать в созданное менее года назад информационное агентство РИА «Кабардино-Балкария», и мне хотелось побыстрее стать настоящим журналистом, попробовать себя в разных тематических направлениях. Помню, как главный редактор Заурбек Шахмурзаев поручил мне осветить акцию по безопасности дорожного движения. Вскоре раздался звонок: «Привет, Тенгиз, это Алла, та самая, с «гаишной» фамилией». Её фамилия уже тогда была на слуху и ассоциировалось с новыми формами в работе по пропаганде безопасности дорожного движения. Многие шутили, как удачно девушка с такой фамилией попала на службу в ГАИ.
С тех пор прошло уже 10 лет регулярной совместной работы с Аллой и её коллегами. Наше информационное агентство всегда активно освещало тематику пропаганды безопасности дорожного движения. За годы службы в органах внутренних дел Алла Моторова имеет множество ведомственных наград и поощрений, а в ближайшее время ожидает присвоения специального звания «подполковник полиции».
Идея подготовить интервью с Аллой Моторовой родилась у меня давно, вот только «поймать» её было непросто, встречу мы согласовывали около месяца, так как у нее очень плотный график работы.

1 первый выход насцену 1997 г..jpg

- Алла, расскажи, что тебя привело в органы внутренних дел?
- Родилась и выросла я в Нальчике, в 2006 году окончила школу и планировала поступление в Екатеринбург, в юридическую академию, однако в силу обстоятельств осталась учиться в Нальчике и поступила в экономико-правовой лицей. Тогда у меня еще не было четких планов по выбору будущей профессии, но я понимала, что быть юристом, знать законы, права и обязанности - полезно просто для жизни.
При этом у меня были идеи заниматься творчеством, дизайном, иностранными языками, вокалом. Еще со школы я не испытывала дискомфорта во время публичных выступлений, в общении со сверстниками и старшими, и это, наверное, помогло мне в выборе будущей профессии. Во время учебы я прошла хорошую практику в адвокатуре, в том числе взаимодействовала с правоохранительными органами. Мне нравилась эта работа и были мысли связать жизнь именно с ней.
К концу учебы, к 18 годам своей жизни у меня был не только диплом, но и год практической работы. Колледж я окончила с красным дипломом и сразу получила предложение о трудоустройстве в правоохранительные органы.
Парадоксально, что выпускной в лицее был 2 июля 2008 года, а уже на следующий день я вышла на работу (как раз 3 июля, в День ГАИ) в органы внутренних дел, в звании рядового милиции, и до сих пор шучу, что живу без каникул. Это было территориальное подразделение отдела МВД по Чегемскому району.
Приняла решение идти учиться в Нальчикский филиал Краснодарского университета МВД России, куда меня с юридическим дипломом приняли сразу на третий курс заочной формы обучения.

2 лицей_участие_в_мисс_начальное_профессиональное_образование_2008.jpg

- Можно ли предположить, что твоя фамилия повлияла на выбор профессии?
- Все мы родом из детства, именно в ранние годы получаем первый опыт и зачатки будущей профессии, даже если и не осознаем этого. В детстве я любила рисовать и однажды участвовала в конкурсе на тему безопасности дорожного движения. Я нарисовала Микки Мауса на дороге, меня тогда наградили именным пропуском в кинотеатр.
С ранних лет я понимала, что безопасность дорожного движения - это такой же жизненно важный аспект, как знание своих прав и обязанностей. Я была единственным ребенком в семье, поэтому все мое время провождения было основано на самодисциплине и мысли не подвести родителей, своего рода синдром отличницы. Мне было важно, чтобы мама не переживала, где я перейду дорогу, чтобы не думала, в какой компании я нахожусь, допущу правонарушение, чтобы я получила хорошее образование, научилась себя обеспечивать. Первые посылы, конечно же, были из детства.
История моей фамилии начинается от дедушки, который в силу сложной жизненной ситуации потерял родителей и в предвоенные годы оказался в детском доме. Фамилию свою он не знал, а в детском доме получил прозвище «Моторчик», так как был очень шустрым ребенком. Поэтому, когда оформляли документы, его и записали Григорием Ивановичем Моторовым, отчество дали от имени директора детдома.
В своем детстве меня сверстники тоже называли «Моторчиком», поначалу мне это казалось обидным прозвищем, но со временем даже начало нравиться. Кто бы мог подумать, что фамилия в скором времени станет ассоциироваться с моей профессией.
В 2008 году, во время обучения в учебном центре МВД также была курьезная история, связанная с фамилией. В моей группе оказалась девочка по фамилии Кузовлёва, а преподавателем была женщина с фамилией Рулёва. Все шутили, что, когда мы втроем собирались в аудитории, можно было ехать. То, что моя фамилия стала нарицательной, я бы назвала судьбой.

3.jpg

Еще одна очень смешная история случилась, когда мы с коллегами проводили акцию по БДД и журналисты хотели взять у меня интервью, но я предложила это своей коллеге - Екатерине Гольцовой. То ли корреспондент неправильно записал фамилию, то ли провел ассоциации с моей «гаишной» фамилией, но в титрах её представили как Гайцову. Это была анекдотическая история, которая до сих пор рассказывается у нас в подразделении. Многие тогда шутили, что в республиканское ГАИ отбирают по фамилиям.
Спустя два года работы в милиции,в 2010 году, меня перевели в подразделение штаба отдела. Там аккумулировалась вся отчетная информация. После реорганизации милиции в полицию в 2011 году я перевелась в штаб отдела. Работая в штабе, я была знакома с деятельностью всех подразделений территориального органа, знала специфику этой работы. Наибольший эмоциональный импульс у меня всегда вызывали цифры и отчеты по линии ГИБДД. Знать и осознавать, что за ними стоят человеческие судьбы – одно, но столкнуться с этим вживую, прочувствовать и пропустить это через себя – совершенно другое.
В публикациях о ДТП всегда есть сухие цифры статистики: столкнулись, допустил наезд, не справился с управлением, погибли, пострадали и прочее, но ведь для большинства участников этих происшествий жизнь разделяется на до и после. Кто-то в прямом смысле учится заново дышать, пить, есть, ходить, жить с мыслью о потере близкого человека, кто-то навсегда остается прикованным к кровати, а его родные вынуждены за ним ухаживать всю жизнь. За этими цифрами стоят драматические жизненные ситуации, и мне всегда было интересно, почему всё это происходит и, самое главное, что нужно сделать, чтобы этих трагедий стало меньше в нашей жизни.

4 команда_КВН_ГИБДД_Пристегнутый_отдел_2015_гдето.jpg

- Чем для тебя стала эта работа?
- Из 16 лет общего стажа в органах внутренних дел 12 я работаю в ГАИ. Эта работа стала большей частью моей жизни, а я – неотъемлемой частью этой работы. Особенно душевной и эмоциональной стала для меня работа с детьми. Если говорить откровенно, то именно работа с детьми по линии профилактики детского дорожно-транспортного травматизма стала замещением того, чего у меня нет пока в жизни – своих детей. Когда люди интересуются моим семейным положением и спрашивают, есть ли у меня дети, я с иронией, но искренне отвечаю, что все дети, живущие в Кабардино-Балкарии – это мои дети. Моя задача – постараться спасти жизни «своим» детям чужих и незнакомых мне людей.
Не для красного словца будет сказано, но я действительно пропускаю через себя каждую детскую трагедию, которая происходит на дорогах. Подразделение пропаганды безопасности дорожного движения, где я работаю, основной упор в работе делает именно на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Это можно сравнить с каким-то видом искусства, когда ты с чистого полотна имеешь возможность смоделировать детское сознание, которое когда-нибудь поможет этому человеку уберечься от трагедии.
Для меня самыми знаковыми фигурами в детстве стали сотрудники милиции, артисты, спортсмены, которые оставили яркие впечатления в памяти. Общаясь с детьми, я всегда говорю им, что, если вам кажется, что вы не запомнили всего, что я рассказала, через много лет, когда вам это понадобится, вы это вспомните, и оно вам обязательно поможет.

8.jpg

- Расскажи о самой грустной и самой доброй историях в твоей профессиональной деятельности.
- В 2017 году мы собирались ехать в роддом, чтобы поздравить коллегу с рождением ребенка, но в этот момент поступил вызов на ДТП с участием ребенка, который погиб. По пути на место происшествия я начала размышлять о том, как эта ситуация жизненна: где-то родился ребенок, а где-то умер.
Прошло столько лет, а у меня до сих пор перед глазами подробная картина происшествия и ком в горле от воспоминаний. Я до деталей помню даже стрижку этого ребенка. Это было в преддверии начала учебного года, ребенок должен был пойти в первый класс. Над его прикрытым телом, склонившись на коленях, сидел отец, мать еще не приехала, а во дворе в истерике на разрыв кричала женщина. Выяснилось, что она - соседка погибшего ребенка, которую попросили за ним присмотреть, но она отвлеклась, не заметила, что дети начали кататься на скейтборде по дороге и в итоге попали под колеса «Газели». Один ребенок успел отпрыгнуть, а второй попал прямо под колеса.
Был сложный психологический момент, когда в силу профессиональных обязанностей нужно было выяснить у очевидцев все обстоятельства ДТП, узнать у родственников данные на ребенка и его семью. Нужно было правильно подобрать слова, чтобы говорить с этими людьми, которым в данный момент совершенно не до этого. В этот момент тебе нужно полностью отключить свои эмоции, чтобы четко разобраться в причинах ДТП.

6.jpg

Мы с коллегой поднялись в квартиру, где проживал второй ребенок, поговорили с ним, а на спуске ко мне подошел маленький мальчик – родной брат погибшего ребенка и, смотря на меня снизу-вверх, распахнутыми большими глазками сказал: «Тетя-полицейская, а моего братика скоро увезут в больницу, с ним же все будет хорошо?» В тот момент я поняла, что всё, что ему скажу, останется в его памяти на всю жизнь. Собравшись с силами я ответила ему: «Малыш, не переживай, с тобой всё будет хорошо, побудь с родственниками, скоро мама с папой тебя заберут».
Эта и другие истории, как картинки, живут в моей памяти всегда, я не могу с этим ничего поделать.
Из добрых и позитивных воспоминаний – итоги всех мероприятий, которые я и мои коллеги проводим с детьми. Детки ведь искренние, их эмоции чистые, неподкупные. Нет большей радости, когда к тебе подходит ребенок и говорит: «Спасибо за то, что вы пришли, было так интересно». Я поэтому и занимаюсь этим направлением столько лет, понимая, что мы с коллегами являемся частью команды, которая своей работой спасает жизни людей от угроз и событий, которые еще не произошли и, надеюсь, не произойдут благодаря нашей работе. Когда я вижу, что мы добились снижения результатов аварийности, смертности и инвалидизации, я твердо убеждена, что мы движемся в правильном направлении. При этом я искренне расстраиваюсь, когда наблюдаю всплеск аварийности.
Важно рядом с собой видеть соратников. Мне повезло, что с первого дня работы в органах меня окружают коллеги, одержимые идеей сделать мир и людей лучше. Последствия того, что мы делаем сейчас, увидим только через годы – это воспитание поколения, работа на будущее. В свои школьные годы я не видела столько раз милиционеров, которые приходили и рассказывали что-то важное и полезное, а сейчас мы с коллегами во всех районах стараемся не реже одного раза в месяц посещать каждую школу. За всем этим стоят люди, инспекторы ДПС, инспекторы по пропаганде безопасности дорожного движения, мы все делаем одну работу.
Недавно меня очень тронула мысль, которую произнес на встрече с личным составом министр внутренних дел по Кабардино-Балкарии Вячеслав Крючков. Он сказал, что нам не должно быть всё равно за то, что происходит в нашей республике, ведь это земля, в которой покоятся наши предки, живем мы и на которой жить нашим детям. Это были мудрые слова настоящего патриота, и мне очень приятно работать под руководством такого человека.

7.jpg

- Женская ли это работа – быть инспектором в Госавтоинспекции?
- Эта работа не для каждой женщины, так как она подразумевает охрану общественного порядка, ненормированный рабочий график, постоянное соприкосновение с людскими трагедиями и негативными эмоциями, непонимание некоторыми гражданами необходимости соблюдения правил дорожного движения. На одном из профилактических рейдов мне запомнился случай, когда я объясняла отцу ребенка важность использования детского автокресла, а в ответ получила хамский ответ, вроде «…это мой ребенок, вам какое дело, не вам его хоронить, если с ним что-то случится».
Работа в пропаганде очень специфична. Нужно уметь выражать свои мысли, публично общаться с людьми, сдерживать эмоции. Мы ведь стараемся для людей, разъясняем, профилактируем, чтобы человек соблюдал правила, не из-за страха наказания или штрафов, а из-за страха потери жизни и трудоспособности.
Не обходится в работе и без юмора, который, в том числе, является защитной реакцией на негативную информацию, помогает нам с коллегами в трудные минуты, разряжает атмосферу. 10 лет назад мы даже играли в КВН, наша команда называлась «Пристегнутый отдел». Мы показывали юмористические постановки на полицейскую и «гаишную» тематику, выступали на концертах, посвященных дню службы, нас так многие до сих пор и называют - «пристегнутые».
Я – человек с самой «гаишной» фамилией, мне это нравится, и я горжусь этим! Это, кстати, помогает, когда я выступаю перед публикой, так как общение начинается с позитивной ноты, уходят незримые барьеры в общении, связанные с полицейской формой и погонами.

11.jpg

- Чем ты занимаешься вне работы?
- Если говорить о жизни вне работы, стоит всё равно сказать, что жизнь и работа связаны постоянно. Некоторые компетенции, которые появились в процессе работы, пригождаются мне и в жизни. К примеру, видеоролик или клип можно сделать не только по теме дорожно-транспортных происшествий, но и ко дню рождения родных. В любом случае, даже вне стен работы и графиков я всегда в режиме готовности. Как бы парадоксально это ни звучало, за меня график работы устанавливают участники дорожного движения: чем больше ДТП, тем больше времени я и коллеги проводим на работе.
Мне нравится петь, поэтому периодически выступаю на вечерах и концертах с участием коллег, могу спеть в кругу родных и друзей. Очень люблю море.

9.jpg

- Что бы ты пожелала людям, которые прочтут эту статью?
- Я бы пожелала поступать сегодня так, чтобы завтра не сожалеть об этом, чего бы это не касалось. Жизнь – это бесконечный круговорот движения, и я хочу пожелать, чтобы каждый из нас, выходя из дома, всегда возвращался туда живым и здоровым, не оказался в числе тех, кто попадает в статистику дорожно-транспортных происшествий, чтобы мы все научились беречь себя, оберегать родных и близких.
2024 год, безусловно сложный и напряженный, подходит к концу. Я хочу поздравить всех с наступающим новым годом и пожелать благополучия в новом, 2025 году.

10.jpg

***
10 лет знакомства и сотрудничества – это период времени, которого более чем достаточно, чтобы сделать выводы о деятельности людей, их человеческих и профессиональных качествах. К тому же я сам уже много лет веду туристско-краеведческую деятельность с детьми и молодежью, был организатором и первым руководителем Молодежного клуба Русского географического общества «Альтаир».
Все эти годы Алла Моторова всегда помогала мне в работе с детьми по своему направлению. Ее тематические занятия всегда вызывали аншлаг и искренний восторг как у детей, так и у взрослых. Пожалуй, я больше не знаю лектора, который может так грамотно завладеть детской аудиторией, погрузить её в тему настолько глубоко, эмоционально, что каждый в этот момент мысленно сам становится участником этих событий, переживает, пытается предотвратить их, а домой уходит с мыслью, что такого в его жизни никогда не должно случиться.

Тенгиз Мокаев, корреспондент РИА «Кабардино-Балкария»
фото из личного архива Аллы Моторовой