Проект «Доброслужащий» успешно осуществляется в Югре. Благодаря ему уже сотни наших соотечественников, в том числе из Нефтеюганска, приняли участие в добровольческих миссиях на освобождённых территориях и в госпиталях, где проходят лечение
участники специальной военной операции.
Наталья Филинова — доброслужащий с опытом. За плечами директора департамента по делам администрации Нефтеюганска две волонтёрские миссии. Первая — на территории ЛНР, вторая — в госпитале на одной из приграничных территорий.
— Как Вы определили направление своего участия в волонтёрской миссии?
— Направления для волонтёров предлагают на выбор. Но само место миссии определяется случайным образом, отправляют туда, где имеется наибольшая потребность в волонтёрских руках. Например, на вновь присоединённых исторических территориях и в госпиталях. Последние — как в ДНР и ЛНР, так и на приграничных территориях.
Первый раз мне хотелось попасть во вновь присоединённые субъекты РФ: интересно было самой увидеть, что там происходит, и пообщаться с жителями.
Волонтёры едут на новые территории помогать гражданскому населению — тем, кто несмотря на сложные бытовые условия остался жить в своих домах и квартирах.
Есть населённые пункты, где нет газа, нет постоянного электричества, воды. Например, гражданское население ЛНР вблизи зоны боевых действий существует в режиме выживания. Это ежедневные вопросы: где взять воду, где и что поесть, как согреться в ледяной квартире зимой, как защититься от «прилётов». Множество пожилых людей, детей нуждаются в ежедневной помощи.
Волонтёры действительно адресно решают пусть небольшие, но очень важные задачи. Кому-то срочно нужно тёплое одеяло, другим требуются лекарства от простуды, третьим надо одежду — это запросы круглосуточные.
— Что было главной мотивацией в этом очень непростом деле?
— Ты, по сути, помогаешь здесь и сейчас. Не на перспективу, чтобы когда-то увидеть результат. И это один из важных смыслов волонтёрства. Для меня — однозначно.
Одна из основных задач в первую миссию — я была в декабре 2023 года — состояла в том, чтобы накормить горячей едой как можно больше нуждающихся людей.
Не все могут разжечь костёр во дворе многоэтажки, а других способов получения энергоресурса просто не существует, поэтому из пропитания в основном сухомятка. Горячие обеды от волонтёров — не просто еда, а самая настоящая надежда на то, что люди не брошены, о них заботятся.
В нашей команде было 20 человек, волонтёрские миссии длятся две недели. Однако смены меняются еженедельно, чтобы вновь прибывшие добровольцы могли обменяться опытом, а не начинать всё с чистого листа.
Я, увидев кастрюли эти многолитровые, реально растерялась: никогда не готовила в таких объёмах. Но волонтёры, которые были до нас в ротации, позаботились: расписали и технологию, и рецептуру с количеством продуктов. Мы, все последующие, очень благодарны первопроходцам. Глаза боятся — руки делают.
Обеды готовят несколько смен. Кто-то занят заготовками, кто-то соединяет всё это в блюдо, последний этап — транспортировка и раздача. Мы перекладываем готовую еду в специальные транспортировочные баки, и на развоз и раздачу горячего питания уходит большая часть дня.
Нас всегда очень ждут. Но есть люди, не умеющие быть иждивенцами: советская закалка, привыкли всю жизнь работать и надеяться только на себя. К таким искали индивидуальный подход. Например, раскладывали горячие обеды в контейнеры и заносили их домой или кормили, уже когда все разойдутся, чтобы такие люди не стеснялись и были сыты.
— Какие ещё задачи перед Вами стояли?
— Наша миссия проходила близко к зоне военных действий, и мы, помимо еды, доставляли в расположение наших ребят «коробки добра». И всегда первый вопрос бойцов: «Письма привезли?»
Представляете, больше всего бойцы ждут письма от детей! По возможности солдаты даже ответы готовят каждому, кто написал письмо на фронт. У наших военных в блиндажах есть красный уголок, где бережно, в коробочке или даже на условной стене, хранятся детские письма.
Письма перечитываются по многу раз! Бойцы говорят — дети пишут так трогательно, что кажется, будто ребёнок писал письмо конкретному воину. Парни верят, что эти строки благодарности или напутствия с невероятной силой помогают в бою!
— А в госпитале было сложнее или легче, чем во время первой миссии в ЛНР?
— Мне казалось, я была готова к любой ситуации. Но так непросто было видеть, насколько бойцам тяжело физически! Ранения у всех разные, и хочется помочь всем, но ты можешь только морально.
А самый эмоциональный случай у меня был связан со встречей. К бойцу приехала его девушка, сюрпризом, неожиданно. После долгих поисков она нашла госпиталь, где проходил лечение её любимый. И это их свидание было таким важным, радостным, трогательным и долгожданным, как наша победа! И слёзы сдержать было невозможно.
— Кто организует отправку волонтёрских миссий в нашем округе?
— Организатор — Гуманитарный добровольческий корпус, созданный здесь, в Югре. Через этого действительно надёжного и проверенного оператора делать добрые дела приезжают люди со всей страны.
У нас в миссии были представители Татарстана, Кургана, Омска. Спрашиваем у коллег: почему именно наш Гумкорпус? Отвечают: репутация самая надёжная.
Прежде всего обеспечена безопасность волонтёров. И организационные моменты: проезд, проживание, страховка, инструктаж, подписание необходимых документов — всё на высшем уровне. Поэтому наш Гумкорпус можно считать общероссийским оператором по организации гуманитарных миссий.
— Кто может стать участником волонтёрских миссий и как отправить заявку?
— На сайте Гуманитарного добровольческого корпуса можно оставить заявку с указанием желаемого направления, удобного для поездки периода. Есть пошаговая инструкция по регистрации и заполнению. Здесь же загружаются все необходимые для оформления поездки документы. Для рассмотрения документов требуется время, как правило две-три недели. Обычно мы ездим в отпускное время без отрыва от основной работы. На каждом этапе всегда уточняют ваши намерения, потому что у человека могут измениться обстоятельства.
После согласования вашей кандидатуры решаются уже организационные вопросы: покупка билетов, прохождение инструктажа в Москве, оформление обязательной страховки жизни и здоровья, а также других документов. Затем добровольцы разъезжаются по направлениям уже оговоренной миссии.
Гумкорпус всё досконально продумал. Волонтёр обеспечен всем необходимым, даже одеждой для любого времени года.
— Из каких этапов состоит дорога до места выполнения волонтёрской миссии?
— Самолётом до Москвы, потом — поездом или автобусом. Я два раза ехала автобусом, примерно 16-18 часов. Дорога непростая, но осилить её можно. Организует проезд и покупает билеты Гуманитарный добровольческий корпус.
— Где живут волонтёры в ротации?
— В госпиталях — это помещения, оборудованные для проживания медперсонала, на новых освобождённых территориях — различные учреждения. В них зачастую оборудованные и благоустроенные для временной жизни цокольные этажи. Если территории, где задействованы добровольцы, находятся в относительной близости к боевым действиям, то жить в подвальных помещениях безопаснее.
За организацию проживания волонтёров тоже отвечает Гуманитарный добровольческий корпус.
— Какой совет Вы можете дать волонтёру, который первый раз собирается в добровольческую миссию?
— Если поездка выпадет на зиму, возьмите тёплые носки: морозов вроде там и не бывает, но ноги мёрзнут.
А если масштабно, то волонтёров очень ждут. На всех направлениях. Особая потребность — в госпиталях. Добровольческие миссии куют победу в тылу.
В следующих выпусках нашего сериала «Доброслужащий» мы расскажем историю чиновницы из Нефтеюганска Риммы Хабировой о её волонтерской миссии в госпитале красной зоны. И почему, собираясь в поездку, желательно взять с собой корм для кошек.
Фото предоставлены героиней материала