Победа добывается не только на поле боя

2024-10-21 12:36:05

До линии фронта здесь всего несколько десятков километров, и звуки войны слышны всем, кто остался жить в Авдеевке, и кто приехал её восстанавливать после активных боевых действий.

«Я не считаю себя героем, — абсолютно искренне и немного смущаясь,  говорит о своей поездке Андрей Пастухов. — Герои сейчас на передовой. А мы помогаем тем, кто остро нуждается в нашей помощи. К сожалению, не все жители Авдеевки и Ясиноватой смогли эвакуироваться, по разным причинам. Но оставлять без внимания нельзя ни одного человека. Населённые пункты на вновь освобождённых территориях, переходящие под контроль России, в большинстве своём не пригодны для жизни. Из строя выведена вся жизнеобеспечивающая инфраструктура. Жизнь продолжается вопреки всему, и оставшиеся даже в развалинах люди хотят быть людьми. А мы, волонтёры, помогаем, чтобы ни один человек не почувствовал себя брошенным».

Волонтёрские миссии, организованные Гуманитарным добровольческим корпусом Югры, расписаны надолго вперёд. Доброслужащие, уезжая в двухнедельную ротацию, в тот или иной населённый пункт на освобождённых территориях, передают своим последующим коллегам результаты своего коллективного труда.  Например, в Авдеевке бережно восстанавливают здание церкви,  пострадавшее при артобстреле.   Православный  Свято-Михайловский Храм уже назвали чудом, так как его здание не было разрушено, как близстоящие дома под многомесячными бомбардировками и обстрелами. А теперь чудесным образом руками волонтёров эта православная церковь восстанавливается. Миссия, в которой был Андрей Пастухов, приступила к ремонту храма одной из первых.

«Несмотря на ремонтные и восстановительные работы, службы в церкви проводились несколько раз в неделю. И это не просто обязанность священника. На богослужение приходят те, кто остался жить в разрушенном городе. Ведь церковь для Авдеевки сегодня как особое место притяжения, место оказания помощи, как духовной, так и социальной», — рассказал собеседник.  

— Андрей Викторович, какие ещё задачи стояли перед вашей волонтёрской группой?      

— Помимо ремонтных работ в храме, мы восстанавливали стелу перед въездом в город Авдеевка, ремонтировали детскую площадку, которая попала под миномётный обстрел, периодически разгружали фуры с гуманитарной помощью, сортировали её по направлениям. Организовывали горячее питание для оставшихся жителей и рабочих бригад, участвующих в разборе завалов, уборке улиц от камней и упавших деревьев. А ещё мы адресно по спискам, предоставленным администрацией Авдеевки и Ясиноватой, развозили коробки добра.

То есть в нашу область внимания входили два населённых пункта, и они совершенно разные. Если в Авдеевке в основном остались пожилые жители, которые не смогли эвакуироваться, в Ясиноватой, она подальше от линии фронта, живут полные семьи с детьми. Даже на День защиты детей, наш визит совпал с этим праздником, мы по заданию местных властей поздравляли многодетные семьи и дарили подарки из Югры.

— Отличалась ли в миссии работа мужская от женской? Или всё распределялось одинаково?    

— Девушки в основном кашеварили, дежурили в волонтёрском лагере. На мужчинах — физически тяжёлая работа, мы старались к ней девушек не привлекать. Мужских рук было достаточно. В нашей группе было примерно поровну парней и девушек, все из разных муниципалитетов Югры. Много тех, кто третий и даже четвёртый раз возвращаются в добровольческую ротацию. Помощь людям, знаете ли, затягивает.  

— Из чего состоял и сколько длился ваш рабочий день в миссии?

— День начинался не позднее
6 утра, а для тех, кто оставался дежурить в лагере и отвечал за питание волонтёров в течение всего дня, ещё раньше. После завтрака, примерно в 8 утра, происходила постановка задач на текущий день, и мы разъезжались по объектам. Места для работы, виды работ определял старший группы, куратор не из волонтёров. А вот за рулём — наши добровольцы из миссии, мы периодически менялись.

Действия добровольцев всегда согласовывались с местными властями. Горячее питание мы развозили уже по закреплённым точкам, где местные жители по времени приходили за едой. В 13-14 часов у нас передышка на обед, а затем до 19:00 снова рабочие часы по намеченному плану, бывали корректировки. В 20:00 ужин и, если остались силы и немного свободного времени, можно подготовиться к следующему дню. Выбор занятий в свободное время невелик, так как ограничены, для нашей же безопасности, передвижения по территории. Очень важно понимать и принять тот факт, что все действия волонтёров в миссии строго регламентированы. Мы проходили несколько инструктажей и правила игнорировать ни в коем случае нельзя.

— Как складывались ваши взаимоотношения с местным населением?

— Мы не общаемся с местными, если коммуникация не входит в круг наших компетенций. Люди разные могут быть. У волонтёров нет цели проводить разъяснительные беседы с населением, информировать жителей напрямую. Всё общение с жителями освобождённых территорий происходит через согласование с местными властями в рамках наших задач.

В ротации был показательный случай, реально доказавший возможную опасность взаимоотношения волонтёров с местными. К нам пришла женщина, жительница Авдеевки, и рассказала, что в одном из районов города живут люди, которым сложно добраться до мест, где раздают горячую еду. И попросила нас организовать ещё одну точку раздачи питания, поближе к тому отдалённому району. Новая точка раздачи питания была согласована со штабом. Но, когда наша бригада туда поехала, попала под обстрел. Это была спланированная провокация, к счастью, обошлось без жертв.

— С какой целью вы поехали в добровольческую миссию, каким был основной мотив?

— Сначала обычное человеческое любопытство и желание посмотреть, как там на самом деле. Потом понимаешь свою нужность, как волонтёра, а после приходит осознание, что у современного россиянина, живущего далеко от линии фронта, слишком много необоснованных претензий к жизни, государству, людям, мирозданию. Проще говоря, мы местами «бесимся с жиру». Переоценка жизни происходит колоссальная, думаю, у каждого, кто проходит через миссию.

Мне кажется, что после миссии важно не только сохранять воспоминания о своей поездке, но и оставаться причастным к добровольчеству в своём городе. Сегодня везде много волонтёрских организаций, где необходимы человеческие руки.  Победа добывается не только на поле боя. Каждый человек, кто осознанно считает специальную военную операцию на Украине и своей ответственностью, куёт эту самую победу в волонтёрских центрах и миссиях, когда собирает и отправляет гуманитарную помощь, когда ежедневно шьёт, вяжет, готовит, плетёт для наших бойцов, и даже заключает контракт с Министерством обороны.  Победа —  одна на всех.

Фото предоставлены героем материала

Ольга Костенко