Павел Петраков рассказал о том, как помочь ребенку справиться с нездоровой тягой к игре
Все знают, что зависимость от алкоголя и наркотиков — это опасно. Но вред нашей психике могут нанести и вещи, которые задумывались полезными. Например, компьютер. Если проводить за ним полдня, то последствия могут быть плачевными. И сейчас речь не об офисных работниках, которые портят осанку и зрение. А о тех, кто погружается в виртуальный мир.
Что вредного в компьютерных играх, вызывают ли они зависимость, как ее распознать, почему подросткам вредно запираться в комнате, можно ли вылечиться от игромании и почему часто в ней могут быть виноваты родители — обо всём этом нашим тюменским коллегам из 72.RU рассказывает психиатр-нарколог Павел Петраков.
Игровую зависимость также называют игроманией или лудоманией. Термин включает зависимость от компьютерных и азартных игр. Финансовый аспект может присутствовать, а может и нет.
«Зависимый человек не может сказать нет»
Границу между обычной увлеченность и зависимостью от игр поначалу обозначить сложно. Настоящая болезнь состоит из двух компонентов: психического и химического. Второй более ярко выражен при зависимости от алкоголя, сигарет, наркотиков или медицинских препаратов. Игромания больше действует на психику.
— В случае игромании сначала возникает психогенная зависимость. Химическая лишь немножко выражена сначала, но затем увеличивается. Всё равно всё идет в паре. На первое место выходят симптомы физических изменений. Человек испытывает удовольствие, когда садится играть. У него в этот момент вырабатываются особые гормоны, называются эндорфины. Со временем в организме возникают химические изменения: эндорфины вырабатываются только в определенных моментах. Когда человек играет — да. Когда с мамой говорит — нет, — объяснил психиатр.
Взрослые зависимые — скрытные люди и могут умышленно маскировать симптомы.
Первым симптомом развивающейся психической зависимости является повышенная раздражительность. Со временем психика истощается, нервные импульсы слабеют. Зависимый человек не может сказать нет. Для того нужны духовные силы, а у него их больше нет.
— Зависимыми становятся, как правило, люди психически менее стабильные. С какими-то проблемами в воспитании, с психическими заболеваниями и особенностями развития, с черепно-мозговыми травмами. Но зависимыми становятся не все, а те, а кто не умеет правильно реагировать на стресс. Игромания — это уход в свои собственные ощущения. Только там человек получает удовольствие. Он замыкается, по сути дела, на своих внутренних системах эндорфинов и удовольствия, — рассуждает Павел Петраков.
«В игре хорошо, там награждают»
Зависимость развивается у всех по-разному, но средний срок составляет один год. Причем первые симптомы могут появиться только через полгода. Кто-то может «подсесть» и за пару раз — всё зависит от человека. Между взрослыми и детьми есть разница в том, когда окружающие заметят: что-то не так. Первые — более скрытные люди и могут умышленно маскировать симптомы. Дети же более эмоционально открыты, поэтому сразу можно увидеть какие-то изменения в их поведении.
— Тем не менее поймать начальную фазу зависимости родителям будет очень сложно. Но можно обратить внимание на такие вещи, как: раздражительность, уединение, отключение от общественной жизни. Средний возраст возникновения игровой зависимости — это 15–16 лет. Часто для игровой зависимости нужен мотив. Например, деньги. Недостаточно средств, а ребенок очень хочет новые кроссовки. А тут он бац — выиграл соточку! Теперь и бургером можно угостить друга. Естественно, самооценка сразу поднимается. Но это только первое время, потом-то она падает существенно, — пояснил нарколог.