По страницам Пkz: Вот и осень…

2024-09-07 07:00:51

Творчеству Владимира Асмолова посвящён выпуск музыкальной рубрики Петропавловск.news.

— Владимир Павлович, не согласились бы Вы принять участие в рубрике?

— Это зависит от того, сумеете ли Вы задать интересные, небанальные вопросы…
(из редакционной почты, 2013 г.)

Хорошо помню концерт в драмтеатре имени Погодина (февраль 2001). С началом удалилась пара явно попавших не туда зрителей, недовольных отсутствием антуража. О чём вы, ребята. Точнее, ни о чём. Без шикарных концертных костюмов, подтанцовок и прочего Владимир Асмолов два часа держал зал. «Рэкетмены» по заявкам. «Могу забыть слова… – Подпоём!». Про Ивана-наркомана спел неохотно: «Когда написал, не было такого. А сейчас просто кошмар что творится…».

Запомнилось и интервью местному телеканалу. «Я так понимаю, вы тут не очень процветаете?»-пришлось у Асмолова к слову. «Может быть»,- уклончиво и даже несколько опасливо улыбнулась в ответ молоденькая журналистка. Явно опасаясь, не сболтнула она лишнего десять лет спустя победившей гласности и демократии…

Строки из посвящения Высоцкому: «Ты в сорок два ушёл, я в сорок два родился…» не случайны. Первые два магнитоальбома не получили того резонанса, который впоследствии произвёл тот самый третий, компьютерный («Оловянная душа»), на момент выхода которого Владимиру Асмолову было сорок два года. Успех закрепили «Ностальгия-89» и «Адюльтер-90» (хорошо помню, в 1990-м 90-минутная аудиокассета стоила в ларьке 20 рублей). Шестой альбом представлял собой сборник наиболее известных тогда песен. За ним последовал «Американский», а затем восьмой по счёту альбом. Я живу на земле в ожидании чуда белокрылой грозы над притихшей рекой…

«У меня много хороших песен», — сказал Асмолов в том же телеинтервью. Насколько (возможно!) нескромно, настолько и правдиво. И сегодня напомним читателям интервью 2013 года…

P.S. Аудитории «Винилового клуба». Песню на стихи Владимира Асмолова «Лабиринт» можно найти на диске ансамбля «Пламя» «Время “Пик”» (1982).

Владимир Асмолов: Истинных шансонье в России немного…

Как и «русский рок», словосочетание «русский шансон» искажено основательно. Хочется верить, что не безнадежно. Об этом и некотором другом – эксклюзивное интернет – интервью с известным, любимым многими автором – исполнителем Владимиром Асмоловым, чье по – настоящему талантливое творчество стоит явно в стороне от многочисленных так называемых «шансонье»…

— Владимир Павлович, в феврале 2001–го на концерте в Петропавловске Вы довольно иронично отозвались о так называемом «русском шансоне», причем с некоторым недоумением, что к нему относят и Вас. За 12 лет, в общем, ничего не изменилось и понятие «шансон» у многих продолжает ошибочно ассоциироваться с блатной лирикой. Откуда вообще это пошло? Кому пришло в голову окрестить «блатняк» шансоном?

— После упразднения какой бы то ни было цензуры и былого «жандармского надзора» министерства культуры за репертуарной и исполнительской политикой советской эстрады, низкопробная тюремная самодеятельность, так я называю пресловутый «блатняк», рванулась на сцену. И ей это удалось.
Почему «шансон»? «Русским шансонье» назвали когда-то во Франции Владимира Семеновича Высоцкого – большого русского поэта, умницу и замечательного поющего актера. Но его приблатненная манера исполнения шуточных песенок и а -ля- тюремной лирики как бы позволили назвать «шансоном» и весь тот огромный поток словесно-музыкального мусора, который обрушился на подмостки России 90-х. Под «шумок» в жанр, где не нужно ни поэтического, ни музыкального дарования, ни внешних данных, рванули бывшие зеки, неудавшиеся рокеры и попсовики и даже постаревшие «поющие трусы». Все они сегодня «русские шансонье»!
А ведь и «шансон» и «городской романс» — это, по большому счету, профессиональная авторская песня (не путать с клубом самодеятельной песни). Шансонье – личность, составляющая в себе поэтическое, музыкальное и актерское видение жизни, оригинальное, свойственное лишь ему. Их немного, истинных шансонье в России, ибо все исполнители чужих песен, даже самые «крутых» из них — и есть только «исполнители», но никак не «шансонье».

— Для себя Ваше творчество я определяю как аранжированную авторскую песню. Писать стихи и музыку Вы начали задолго до того, как впервые сделали студийные записи. Изначально Вы видели себя автором–исполнителем, поющим под гитару, или как раз искали возможности записать свои песни с инструментальным сопровождением?

— Умей я по-настоящему хорошо играть на гитаре, конечно же, большинство своих песен я записал бы и пел под гитару. Но в процессе работы в студии появились и песни, хорошо звучащие под удачную аранжировку. И все же суть не в музыкальном сопровождении, а в самих песнях.

— Уже первые два альбома содержали весьма достойный музыкально – поэтический материал. Но по – настоящему «выстрелил», как Вы его назвали, третий компьютерный альбом «Оловянная душа». На Ваш взгляд, почему именно он так полюбился слушателям?

— Дело в том, что это были шуточные игровые песенки на социальную тему, очень понятные тогдашнему слушателю, запуганному властью, и удачные песни в форме «обращение», и лирические песни, впервые нашедшие выход к людям.

— Период 1988 – 91 гг. можно назвать поистине триумфальным, когда каждая очередная кассета становилась событием и расходилась огромными тиражами, причем без поддержки СМИ. Сегодня – понятно, чтобы попасть в эфир, помимо связей нужны еще и немалые деньги. Но почему и в те годы Вы практически не появлялись на радио и телевидении?

— Теперь, издалека, я понимаю, что мне просто не повезло с продюсером. Не нашлось достойного человека, сумевшего оценить мои возможности. А сам я, увы, организаторскими способностями никогда не обладал…

— Роль «магнитофонной культуры» сегодня взял на себя Интернет. Можете назвать молодые имена в Вашем жанре, чьи записи «гуляют» в Сети и достойны внимания?

— Честно говоря, не интересуюсь.

— В песне «42», посвященной Высоцкому, есть строки:
«И в этой суете себе порой кажусь я лишним,
И прочь от трескотни мне хочется сбежать
Куда – нибудь туда, в застойное затишье,
Где голос твой звучит, поет твоя душа»
Вообще, судя по содержанию многих песен того времени, в отличие от многих эйфории по поводу перестройки Вы не испытывали?

— Я – пессимист с рождения. Хорошо это или плохо – не знаю, но я с самого начала не ожидал никаких радужных перспектив для России. И наиболее удачно на эту тему сказано в других песнях альбома «Ностальгия» в 1989 г. («Резиновая женщина», «Река Болтовня», «Россия»).

— Опять–таки процитирую одну из Ваших строчек: «Может, и были то годы застоя. Но веселее мы жили, клянусь!» Это не более чем слова Вашего героя или Вы разделяете это мнение?

-Я, конечно же, имел в виду, что то были годы нашей юности – и ничего более.

— Знаменитый «Американский альбом» вышел в 1991 году. А каким бы он был сегодня – «Американский альбом» Владимира Асмолова?

— АМЕРИКА БЕЗ БРАЙТОНА. НЕ НАША АМЕРИКА. (Старики ушли. Дети едва говорят по-русски. Взрослые, стараясь не выдавать своего происхождения, сливаются со средой патриотичных янки под звездно-полосатым флагом…).

— Некоторые Ваши песни в хорошем смысле эстрадные. Вам не предлагают работать на эстраде в качестве автора? Как к этому относитесь?

-Киркоров («Славянский базар»), Лепс («Гололед»), Медяник («Темница»), Амирамов («Рано или поздно»), и еще несколько песен с исполнителями помельче — вот и весь мой багаж за много лет. Видно, это не мое…

— В большей степени Ваше творчество – конкретные зарисовки из жизни или, что называется, полет творческой фантазии?

— Отвечу кратко: по — разному…

Дмитрий Авдеев