Рынок прохладительных напитков трансформируется на фоне популяризации ЗОЖ и введения акциза на сахаросодержащие напитки. По данным ВТБ и аналитического сервиса Продажи.рф (Первый ОФД, входит в Группу ВТБ), в начале лета потребление соков и нектаров снизилось на 5%, квас стали пить чаще на 20%, популярность морсов, компотов и киселей выросла на четверть.
По результатам июня спрос на морсы, кисели и компоты увеличился на 26%. Жители России выпили больше 5,7 млн упаковок натуральных напитков на 440 млн рублей. Положительный тренд потребления отмечается с начала года: с января покупки ягодосодержащих напитков выросли в 1,5 раза с 3,5 млн штук до 5,7 млн штук в июне.
Неизменным спросом летом продолжает пользоваться квас: в первый летний месяц им утоляли жажду на 20% чаще, чем в июне 2023 года и потратили на него 750 млн рублей. Его доля в общем объеме прохладительных напитков впервые за долгое время превысила 5%.
Заметно сокращается интерес наших соотечественников к сокам и нектарам. Их доля в общем объеме с июня 2023 года упала на 2 п.п. до 15%. В первый летний месяц россияне приобрели 23 млн упаковок, что на 1,1 млн меньше аналогичного периода 2023 года.
По объемам потребления в России статус лидера сохраняют за собой газированные напитки, уступая лишь воде. Только в июне на газировку потратили 3,9 млрд рублей. Чаще жители России пьют лишь воду: почти 50 млн бутылок воды было приобретено в июне через терминалы «Первого ОФД» на 3,2 млрд рублей. Доля газировки в общих объемах сохраняется и составляет 28,4%. Еще треть – 31,5% приходится на воду.
Спрос на холодный чай, кофе и энергетические напитки практически не изменился – рост составил соответственно 2% и 1% по сравнению с 2023 годом, а объем потребления – 10,3 млн штук и 15,7 млн штук.
«Популяризация здорового образа жизни формирует новые тренды на рынке прохладительных напитков. Все больше россиян отдают предпочтения традиционным для России квасу, морсу, компоту. Анализ данных сервиса Продажи.РФ показывает увеличение спроса на условно натуральные напитки – морсы, кисели, компоты на 26% только в июне этого года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Растет и доля таких напитков в общем объеме – с 3,2% до 3,6%. Газированные напитки удерживают свои позиции в общих объемах даже на фоне введения акциза на их производство. С 1 июля 2023 года напитки с содержанием сахара более 5 гр на 100 мл продукта признаются подакцизными и облагаются налогом», — рассказала Александра Красовская, руководитель продаж аналитического сервиса Продажи.рф.
Справка:
«Первый ОФД» – оператор фискальных данных, входит в группу ВТБ. Компания занимает второе место на рынке с долей 17%. Аналитика сформирована при помощи сервиса Продажи.рф,представляющего статистику по различным категориям и брендам FMCG и другим сегментам розничного оборота.