Бах и XX век

Бах и XX век

Дата: 08.09.2024
Бах и XX век — за органом известная московская органистка Софья Иглицкая. В этот вечер Иоганн Себастьян Бах предстанет в кругу своих последователей — Регера, Хиндемита и Танеева. Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Во вселенной Баха сосредоточены творческие поиски многочисленных музыкантов разных стран и эпох. В концерте прозвучит самое известное сочинение мастера —Токката и фуга ре минор, а также одна из хоральных обработок. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.

Представитель позднего романтизма и неоклассицизма в одном лице Макс Регер, писавший в разных стилях, создал более двухсот шедевров для короля инструментов. В нашем концерте его творчество озвучено циклом из трех пьес, а также ранним, но, пожалуй, самым популярным опусом «Интродукция и пассакалья». По словам композитора, Бах был для него для «началом и концом всей музыки».

Среди органных бахианцев XX века наиболее выделяется Пауль Хиндемит. Он принимает эстафету у своих предшественников-романтиков, продолжая немецкую органную традицию.

Русская музыка представлена именами Танеева, Калинникова, Чеснокова и Кушнарева. Сергей Танеев продолжил баховские традиции в русской культуре, возрождая интерес к творчеству старых мастеров среди русских музыкантов. Время показало историческую дальновидность композитора, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии и универсальности. Хоральные вариации для органа Сергея Танеева созданы в традициях хоральных обработок эпохи барокко.

Хоровые сочинения Василия Калинникова и Павла Чеснокова прозвучат в органных транскрипциях выдающейся российской органистки Любови Шишхановой.

Концерт завершит Пассакалья Христофора Кушнарева — его экзаменационная работа по полифонии во время обучения в Ленинградской консерватории, пользующаяся популярностью у органистов. Выдающийся русский органист и педагог Исай Браудо — первый исполнитель этого сочинения.

Бах и XX век ждут вас!



Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!



Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565

Хоральная прелюдия Allein Gott in der Höh' sei Ehr' (Слава в вышних Богу) BWV 663

Пауль Хиндемит (1895–1963) Соната для органа № 1 I часть

Макс Регер (1873–1916) Три пьесы op. 129: Токката, Basso ostinato, Прелюдия

Интродукция и пассакалия ре минор WoO IV/6

Сергей Танеев (1856–1915) Хоральные вариации ля мажор: Tema – Canone per moto contrario – Basso ostinato – Fughetta

Василий Калинников (1866–1901) «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи» для хора (переложение для органа Любови Шишхановой)

Павел Чесноков (1877–1944) «Заступнице усердная» для хора (переложение для органа Любови Шишхановой)

Христофор Кушнарев (1890–1960) Пассакалия фа-диез минор



Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

София Иглицкая, орган

Москва



Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.

Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Место проведения: Римско-католическая церковь Лурдской Божьей Матери

Адрес: Ковенский пер., 7

Телефон: +7 (812) 272 04 42

Дата: 08.09.2024 16:00 Цена: 800₽