Концерт органной ансамблевой музыки «Фантазия о трёх духовых»

Концерт органной ансамблевой музыки «Фантазия о трёх духовых»

Дата: 29.09.2024

Саксофон, флейта и орган – отнюдь не самое частое сочетание; три этих духовых инструмента, объединённые общей природой звука, обладают не только совершенно разными принципами звукоизвлечения, но, в первую очередь, связаны с рядом различных эстетических контекстов и коннотаций. Сочетание в одной программе романтической и постромантической музыки с барокко позволяет нам оценить их спектр в полной мере.

В XIX веке саксофон не имел того «джазового» амплуа, которое часто определяют его восприятие в наши дни. Изобретённый в 1840 году и получивший большое распространение к концу XIX века, инструмент с его мягким вкрадчивым звучанием отражал дух времени – декоративного, изысканного, красочного. Многие композиторы с восторгом восприняли это изобретение, оценив его как особую звуковую краску в романтической – а следом и импрессионистической – палитре. В оперных партитурах саксофон встречается у таких композиторов, как Гектор Берлиоз, Жюль Массне, Лео Делиб, в оркестровой – у Жоржа Бизе.

Другой не менее популярный инструмент этого времени – поперечная флейта. Обладающая лëгким и ярким «воздушным» тембром и исключительной подвижностью, она стала одним из любимых оркестровых красок эпохи модерна. Разработанный в XIX веке новый тип инструмента – так называемая флейта Бëма, созданная с учётом новых реалий музыкальной практики – отличался особым блеском звука и неисчерпаемыми виртуозными возможностями.

Совсем иным было звучание барочной флейты-траверсо; в музыке К. Ф. Э. Баха мы услышим попытку воссоздать его средствами современного инструмента. В пьесе Гайдна орган перевоплощается в его классицистский «симулякр» – механические флейтовые часы, воспроизводящие готовую записанную пьесу посредством вращающихся валиков, – а пассакалия Генделя заставляет нас вспомнить о благословенных временах, когда орган и клавесин имели общий репертуар и общий «музыкальный лексикон».

Исполнители:

Инна Черепанова (флейта)

Серафима Верхолат (саксофон)

Ирина Розанова (орган)

В программе:

Франц Доплер (1821–1883)

Andante et Rondo, op. 25

Эйтор Вила-Лобос (1887–1959)

Фантазия для саксофона

Марко Энрико Босси (1861–1925)

Piece heroique, op. 128

Рассел Питерсон (род. 1969)

Трио для флейты, саксофона и фортепиано (версия для флейты, саксофона и органа)

Йозеф Гайдн (1732–1809)

Flötenuhr Musik

Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788)

Концерт ре минор для флейты и струнных, Wq. 22

Un poco andante

Георг Фридрих Гендель (1685–1759)

Пассакалия из Клавирной сюиты № 7 соль минор, HWV 432


Место проведения: Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины

Адрес: Большой просп. В.О., 1а

Телефон: +7 (812) 323 18 52

29
Воскресенье
Сентября
16:00