Бронепоезд Туляк
мемориально-выставочный комплекс
Фотогалерея
О нас
История создания бронепоезда № 13 неразрывно связана с героической обороны Тулы в 1941 году. 3 октября 1941 года немецкие танки под командованием генерала Гудериана взяли Орёл и выдвинулись по направлению к Туле. В связи с этим в город предпринимал меры для укрепления обороны.
Мысль построения бронепоезда для истребительного отряда с целью обеспечения высадки десанта и более успешной защиты железнодорожного узла пришла к начальнику вагонного участка станции Тула Н. В. Королеву в августе 1941 года. Эта идея была поддержана на всех уровнях, начиная с политотдела дороги и кончая обкомом партии.
Людей, сведущих в строительстве бронепоездов, для его постройки не хватало, не было и чертежей. Командированный в Москву инженер привёз необходимые документы. В цехах Тульского паровозного депо началось сооружение бронепоезда.
Руководство строительством бронепоезда было поручено начальнику Тульского отделения паровозного хозяйства железной дороги М. Д. Самойлову. Ответственным за конструктивное решение постройки бронепоезда назначили начальника планово-производственного отделения Н. В. Селецкого. Разработкой вагона занимался военный инженер М. Г. Грязнов, а бронеплощадки строил вагонный участок во главе с Н. В. Королевым.
Активное участие в строительстве принимал коллектив машиностроительного завода НКПС. Старший лейтенант С. Л. Клюев, командир бронепоезда, и комиссар В. К. Паничкин формировали экипаж машины — принимали добровольцев-железнодорожников. Часть экипажа бронепоезда была сформирована из работников районных отделов милиции и из военнослужащих 156-го полка Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), дислоцированного в городе. Паровозная бригада также была собрана из добровольцев — в неё вошли В. Н. Пузанов, И. И. Субботин, В. И. Иванов, Д. П. Шехов, В. А. Ермаков и В. И. Ермолаев.
28 октября 1941 года бронепоезд, получивший наименование «Бронепоезд № 13», вышел из цехов локомотивного депо Тулы, и вступил в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.